Развивающая предметно-пространственная среда

10.06.2021

Создание РППС ДОУ основано на "Методических рекомендациях для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста", размещенных на сайте ФГАУ ФИРО.


Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада выстроена в соответствии с требованиями ФГОС ДО:


·         Информативность среды   предусматривает разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением.


  • Педагогическая целесообразность  позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.  
  • Насыщенность среды  соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство групп и участков оснащено средствами обучения, соответствующими  материалами,  в том числе  расходными, игровым, спортивным, оздоровительным  оборудованием, инвентарем.  

  • Трансформируемость пространства  обеспечивает возможность  изменений  предметно - пространственной среды группы  в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов  и  возможностей детей.
 
  • Полифункциональность  среды  предусматривает  обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды.  В группах имеются полифунциональные (не обладающие жестко закрепленным способом  употребления) предметы,  в том числе природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов - заместителей в игре.

  • Вариативность среды   определяется содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями. В группах выделены различные центы активности, обеспечивающие свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, стимулирующие творческую активность детей.  

  • Доступность среды  - все помещения ДОУ, где осуществляется  образовательный процесс, доступны для всех воспитанников, в том числе детей с ОВЗ. Воспитанники имеют свободный доступ к игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности.  

  • Безопасность предметно - пространственной среды ДОУ соответствует  требованиям  по обеспечению надежности  и безопасности использования всех  ее элементов (качество материалов, надежность крепления, целостность и т.д.).

Комплексное оснащение воспитательно - образовательного процесса, обеспечивает возможности:

  • осуществления не только образовательной деятельности, но и присмотра и ухода за детьми; 
  • организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; 
  • построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми. Основная  форма работы с детьми дошкольного возраста и ведущий вид деятельности в ДОУ -  игра; 
  • организации разнообразной игровой деятельности; 
  • выявления и развития способностей воспитанников в любых формах организации образовательного процесса; 
  • освоения детьми, в том числе детьми с ОВЗ образовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении, включая оказание им индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи, а также необходимой технической помощи с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей; 
  • учета национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс; 
  • использования образовательных технологий деятельностного типа; 
  • эффективной и безопасной организации самостоятельной деятельности воспитанников; 
  • физического развития воспитанников; 
  • Предметно-развивающая среда создана с учетом принципа интеграции образовательных областей, учета полоролевой специфики. Хочу такой сайт


Игры, игрушки, дидактический материал, издательская продукция отвечают принципам:

  • учета возрастных особенностей;
  • соответствия санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям; 
  • способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), а также активизации двигательной активности ребенка; 
  • способствуют развитию ведущей деятельности - игровой полифункциональности. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления; 
  • возможность применения игрушек в совместной деятельности. Игрушки пригодны к использованию одновременно группой воспитанников (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициируют совместные действия - коллективные постройки, совместные игры; 
  • дидактические свойства. Игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой, могут содержать механизмы программированного контроля (некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки); 
  • принадлежность к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством.

Оборудование для продуктивной деятельности:

  • набор оборудования для изобразительной деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации; 
  • оборудование для конструирования включает строительный материал, детали конструкторов разных видов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы.

Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности:

  • включает объекты для исследования в реальном действии и образно-символический материал; 
  • оборудование, относящееся к объектам для исследования в реальном времени, включает различные материалы для сенсорного развития. Данная группа материалов включает и природные объекты, в процессе действий с которыми дети знакомятся с их свойствами и учатся различным способам их упорядочивания; 
  • группа образно-символического оборудования представлена специальными наглядными пособиями, репрезентирующими детям мир вещей и событий.

Материалы и оборудование для двигательной активности (объекты спорта)

  • оборудование для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания.  

Сведения о средствах обучения и воспитания

predmetno_prostranstvennaya_sreda.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».