10.06.2021
Создание РППС ДОУ основано на "Методических рекомендациях для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста", размещенных на сайте ФГАУ ФИРО.
Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада выстроена в соответствии с требованиями ФГОС ДО:
· Информативность среды предусматривает разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением.
- Педагогическая целесообразность позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
- Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство групп и участков оснащено средствами обучения, соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.
- Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений предметно - пространственной среды группы в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
- Полифункциональность среды предусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды. В группах имеются полифунциональные (не обладающие жестко закрепленным способом употребления) предметы, в том числе природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов - заместителей в игре.
- Вариативность среды определяется содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями. В группах выделены различные центы активности, обеспечивающие свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, стимулирующие творческую активность детей.
- Доступность среды - все помещения ДОУ, где осуществляется образовательный процесс, доступны для всех воспитанников, в том числе детей с ОВЗ. Воспитанники имеют свободный доступ к игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности.
- Безопасность предметно - пространственной среды ДОУ соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности использования всех ее элементов (качество материалов, надежность крепления, целостность и т.д.).
Комплексное
оснащение воспитательно - образовательного процесса, обеспечивает возможности:
- осуществления не только
образовательной деятельности, но и присмотра и ухода за детьми;
- организации как совместной
деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности
воспитанников не только в рамках непосредственно образовательной
деятельности по освоению основной общеобразовательной программы
дошкольного образования, но и при проведении режимных моментов в
соответствии со спецификой дошкольного образования;
- построения образовательного
процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми.
Основная форма работы с детьми дошкольного возраста и ведущий вид деятельности в ДОУ - игра;
- организации разнообразной
игровой деятельности;
- выявления и развития
способностей воспитанников в любых формах организации образовательного
процесса;
- освоения детьми, в том числе детьми с ОВЗ образовательной программы
дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении,
включая оказание им индивидуально ориентированной психолого-
педагогической помощи, а также необходимой технической помощи с учетом
особенностей их психофизического развития и индивидуальных
возможностей;
- учета национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;
- использования образовательных технологий деятельностного типа;
- эффективной и безопасной организации самостоятельной деятельности воспитанников;
- физического развития воспитанников;
Предметно-развивающая среда создана с учетом принципа интеграции образовательных областей, учета полоролевой специфики.
Игры,
игрушки, дидактический материал, издательская продукция отвечают принципам:
- учета возрастных особенностей;
- соответствия санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям;
- способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), а также активизации двигательной активности ребенка;
- способствуют развитию ведущей
деятельности - игровой полифункциональности. Игрушки могут быть гибко
использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных
функциях, способствуя развитию творчества, воображения, знаковой
символической функции мышления;
- возможность применения игрушек
в совместной деятельности. Игрушки пригодны к использованию одновременно
группой воспитанников (в том числе с участием взрослого как играющего
партнера) и инициируют совместные действия - коллективные постройки,
совместные игры;
- дидактические свойства. Игрушки
несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с
цветом и формой, могут содержать механизмы программированного контроля
(некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки);
- принадлежность к изделиям художественных
промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического
развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным
художественным творчеством.
Оборудование
для продуктивной деятельности:
- набор оборудования для
изобразительной деятельности включает материалы для рисования, лепки и
аппликации;
- оборудование для
конструирования включает строительный материал, детали конструкторов
разных видов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые
материалы.
Оборудование
для познавательно-исследовательской деятельности:
- включает объекты для
исследования в реальном действии и образно-символический материал;
- оборудование, относящееся к
объектам для исследования в реальном времени, включает различные материалы
для сенсорного развития. Данная группа материалов включает и природные
объекты, в процессе действий с которыми дети знакомятся с их свойствами и
учатся различным способам их упорядочивания;
- группа образно-символического
оборудования представлена специальными наглядными пособиями,
репрезентирующими детям мир вещей и событий.
Материалы
и оборудование для двигательной активности (объекты спорта)
- оборудование для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания.