Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Березка» п. Орловский ПРИНЯТО решением педагогического совета МБДОУ детского сада №1 «Березка» п. Орловский Протокол № 1 от «23» августа 2024 г. УТВЕРЖДЕНО Заведующий МБДОУ д/с №1 «Березка» ________________Е.А. Текутова Приказ №106 от «23» августа 2024г. Рабочая дополнительная образовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Ступеньки к школе» Возраст обучающихся: 6 - 7 лет Срок реализации программы: с 01.10.2024 по 31.05.2025 г. Автор - составитель: воспитатель, Карачина С.П. педагог дополнительного образования п. Орловский 2024 г. СОДЕРЖАНИЕ 1 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка 1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Учебный план для возрастной группы со сроками обучения, наименованиями разделов, темами и часами для каждой темы. 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Годовой календарный учебный график 3.2. Режим занятий и расписание на текущий учебный год 3.3. Формы и сроки проведения итоговых и отчетных мероприятий 3.4. Информационное и методическое обеспечение 3. • Список литературы Пояснительная записка Рабочая дополнительная образовательная программа –дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Ступеньки к школе» (далее - Программа) разработана педагогом в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955) и федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028) на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки». Содержание таких разделов ДОП, как: • Нормативно - правовая база для разработки Программы • Актуальность программы, новизна • Педагогическая целесообразность • Нормативно - правовая база для разработки Программы • Цель и задачи реализации программы • Принципы и подходы к реализации Программы • Отличительные особенности данной Программы • Возраст детей, участвующих в реализации данной программы • Взаимодействие с семьей • Формы и режим образовательной деятельности • Сроки реализации программы • Ожидаемые результаты реализации программы • Основные этапы и содержание работы • Содержание программы по направлению «Математическое развитие» представлены в дополнительной образовательной программе социально-гуманитарной направленности «Ступеньки к школе», автор – составитель: воспитатель, педагог дополнительного образования Карачина С.П. В рабочей ДОП «Ступеньки к школе» конкретизируются положения программы на 2024 – 2025 учебный год. 2 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Учебный план для возрастной группы со сроками обучения, наименованиями разделов, темами и часами для каждой темы Учебный план по дополнительному образованию на 2024- 2025 учебный год является локальным нормативным документом, регламентирующим общие требования к организации дополнительного образования в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду №1 «Березка». Учебный план определяет содержание дополнительной общеобразовательной программы социально - гуманитарной направленности «Ступеньки к школе», обеспечивающей реализацию интересов и потребностей воспитанников, родителей (законных представителей) и дополняет содержание ООП ДОУ. Реализация учебного плана предполагает учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Дополнительная общеобразовательная программа социально – гуманитарной направленности «Ступеньки к школе» - общеразвивающая, охватывает образовательные области: познавательное развитие (математика), речевое развитие. Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе имеет социальногуманитарную направленность и способствует развитию мотивации ребѐнка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребенка. Учебный план по математическому развитию на 2024 – 2025 учебный год Месяц октябрь № 1 2 3 4 ноябрь 5 6 7 8 Тема занятий Выявление подготовленности к обучению математике. Счет предметов на основе наглядности до 10 прямой и обратный. Игра «Сосчитай-ка» Знакомство с клеточкой. Соотнесение цифры и количества предметов, дни недели, положение предмета относительно себя и другого лица. Порядковый счет, счет по названному числу, составление числа из двух меньших, овал. Арифметические задачи, решение примеров, измерение линейкой, ориентировка на листе бумаги. Соотнесение количества предметов с цифрой, математическая загадка, ориентировка во времени. Порядковый счет, счет по названному числу, состав числа, из двух меньших, геометрические фигуры, логическая задача. Дни недели. Арифметические задачи, величина, ориентировка в пространстве, решение примеров. Отношения между числами, математическая загадка, составление числа из двух меньших, измерение длины 3 Всего заняти й 1 1 1 1 1 1 1 1 9 декабрь 10 11 12 13 январь 14 февраль 15 16 17 18 19 20 март 21 22 23 24 апрель 25 26 27 28 май 29 30 31 32 отрезка, осенние месяцы. Цифры от 1 до 10, число одиннадцать, часы, определение времени по часам. Число 11, логическая задача, ориентировка во времени. Число 12, ориентировка во времени, логическая задача, геометрические фигуры Число 13, математическая задача, логическая задача, геометрические фигуры. Знаки +,-, соотнесение цифры и количества предметов, элементы треугольника (вершины, стороны, углы). Решение примеров, знаки, величина, геометрические фигуры. Число 14, ориентировка во времени, логическая задача. Число 15, геометрические фигуры. Числа от 1до 15, решение примеров, логическая задача. Геометрические фигуры. Число 16, величина, ориентировка во времени, логическая задача. Математическая загадка, знаки, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры. Число 17, счет по образцу и названному числу, логическая задача, геометрические фигуры. Число 17, ориентировка в пространстве, логическая задача, геометрические фигуры. Число 18, состав числа из двух меньших, счет по названному числу, логическая задача, геометрические фигуры. Число 18, решение примеров, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве. Число 19, состав числа из двух меньших, величина, логическая задача. Число 19, геометрические фигуры, величина, логическая задача. Число 20, решение примеров, задачи, логические задачи. Соотнесение количества предметов и цифры. Решение задач, примеров, величина, логическая задача, ориентировка на листе бумаги, работа в тетради. Задачи-шутки, ориентировка во времени, примеры, математические загадки. Повторение пройденного. Знаки +,-, математическая загадка, соотнесение цифры и количества предметов, измерение линейкой, определение времени по часам. Соотнесение числа и количества предметов, решение примеров, квадрат, треугольник, прямоугольник Соответствие между цифрой и количеством предметов, ориентировка относительно другого лица Закрепление пройденного материала 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3.Организационный раздел 3.1. Календарный учебный график на 2024 – 2025 учебный год Наименование группы Срок учебного года (продолжительность обучения) Количество занятий в неделю, продолжительнос ть одного занятия (мин.) Наименование программы, дисциплины (модуля) Кол – во часов в неделю/ год «Ступеньки к школе» (подготовительна я к школе группа №3) с 01.10.2024 г. 1 занятие, 4/32 по 31.05.2025 г. 30 мин. ДОП «Ступеньки к школе» (математика) (32 уч. недели) 3.2. Режим и расписание занятий на 2023 - 2024 учебный год Дополнительная Возраст Расписание Ф.И. О. педагога Продолжительность, образовательная детей занятий/ время форма проведения деятельность занятия «Ступеньки к школе» образовательные 6 -7 лет Четверг, Карачина 1 раз в неделю 15.50 – 16.20 Светлана 30 мин. Петровна Форма проведения очная области: познавательное развитие 3.3. Формы и сроки проведения итоговых, отчетных мероприятий Сентябрь 2024 г: Мониторинг Апрель/ май 2025 г: Мониторинг. 3.4. Методическое обеспечение программы дополнительного образования Разнообразный дидактический материал, фланелеграф; индивидуальные разрезные наборы цифр; предметные картинки для составления предложений и задач; тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листы- прописи цифр). 1.Рабочие тетради для детей «Математические прописи» 6-7 лет. Список литературы. Методическая литература для реализации программы. 1.Колесникова Е. В. «Развитие математического мышления у детей 5-7лет» 2.Петерсон Л. Г., Холина Н. П. «Раз – ступенька, два – ступенька 3.Соловьева Е. В. «Математика и логика для дошкольников» 5 4.Яфаева В. Г. «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников» 5. Яфаева В. Г. «Математика в художественном слове» 6. И.П. Афанасьева, И.А. Шклярук учебно-методическое пособие «Вместе учимся считать» 5-7 лет. Литература для детей. Серия книг «Школа для дошколят» 1. С.Е. Гаврина, Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. «Развиваем мышление» «РОСМЭН» 2006 2. «Учимся решать задачи», «РОСМЭН» 2006 3. «Учимся считать», «РОСМЭН» 2006 4. «Готовим руку к письму», «РОСМЭН» 2006 5. «Развиваем внимание», «РОСМЭН» 2006 6. «Развиваем память», «РОСМЭН» 2006 7. «Учимся писать», «РОСМЭН» 2006 6