ДОП "Ступеньки к школе", 2024

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Березка» п. Орловский
ПРИНЯТО
решением педагогического совета
МБДОУ детского сада №1 «Березка»
п. Орловский
Протокол № 1 от «23» августа 2024г.

УТВЕРЖДЕНО
Заведующий МБДОУ д/с №1 «Березка»
________________Е.А. Текутова
Приказ №106 от «23» августа 2024г.

Дополнительная образовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Ступеньки к школе»

Возраст обучающихся: 6 - 7 лет
Срок реализации программы: 1 год

Автор - составитель:
воспитатель,
педагог дополнительного образования
Карачина С.П.

п. Орловский
2024 г.
1

№п/п

Содержание

Стр.

1

Целевой раздел

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.1.1

Направленность программы

3

1.1.2

Новизна программы

4

1.1.3

Актуальность и педагогическая целесообразность

4

1.2

Цель и задачи программы

4

1.3

Отличительные особенности программы

5

1.4

Возраст детей, участвующих в реализации данной
программы

6

1.5

Сроки реализации программы

7

1.6

Формы и режим занятий

7

1.7

Ожидаемые результаты реализации программы

7

1.8

Формы подведения итогов по реализации рабочей
программы

8

2

Содержательный раздел

8

2.1

Учебно-тематический план

8

2.2

10

2.3

Содержание программы по направлению
«Математическое развитие»
Взаимодействие с родителями

3

Организационный раздел

15

3.1

Методическое обеспечение программы

15

3.2

Список литературы

15

2

13

1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа –дополнительная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности «Ступеньки к школе» (далее - Программа) разработана
педагогом в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155,
в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955) и федеральной
образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения
России от 25 ноября 2022 г. № 1028) на основе авторской программы Е.В. Колесниковой
«Математические ступеньки».
Программа учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и
педагогов, специфику национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность, реализуется в рамках оказания ДОО платных образовательных услуг,
период освоения Программы - 1 год.
Программа по подготовке детей к школе способствует развитию мотивации ребѐнка к познанию и
творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребенка.
В программе используется системный, комплексный, личностный и деятельностный подход к
развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребѐнком языка в
единстве сознания и деятельности.
Нормативно - правовая база для разработки Программы:
•

Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (ред. от 24.06.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.07.2023).
• Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в
Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6
февраля 2023 г., регистрационный № 72264);
• Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 № 1028 «Об утверждении федеральной
образовательной программы дошкольного образования»;
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р).
• Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодёжи – СанПин 2.4.3648-20 (утверждён постановлением
Главного государственного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28)
• Приказ Минпросвещения РФ от 27.07.2022 №629 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
• Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. N 1441 "Об утверждении Правил
оказания платных образовательных услуг"
• приказ Минтруда от 5 мая 2018 г. №298н «Профессиональный стандарт «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
• лицензия на осуществление образовательной деятельности в ДОО;
• устав МБДОУ д/с № 1.
1.1.1. Направленность программы
Ведущей идеей направления программы является развитие познавательного интереса к
математике через ознакомление детей с различными областями математической действительности.
Математика способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого
3

воображения, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности;
дает реальные предпосылки для развития логического мышления детей, обучения их умению
кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Формирование понятий о числе и
арифметических действиях начинается с первых уроков и проводится на основе практических
действий с различными группами предметов. У детей формируется обобщение об образовании
следующего числа натурального ряда, устанавливается соотношение, между любым числом ряда и
всеми ему предшествующими или последующими; учатся находить сумму двух чисел (с помощью
счета предметов), их разность (на основе состава числа). Раскрытие смысла действий, формирование
тех или иных понятий связано, как правило, с решением простых задач (решаемых одним
арифметическим действием). Наряду с решением готовых задач важно упражнять детей в
самостоятельном их составлении по различным заданиям учителя. Числовой и сюжетный материал
должен браться из окружающей действительности. Важнейшее задание на уроках математики имеет
игровая деятельность, яркий и разнообразный дидактический материал.
Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
1.1.2 Новизна программы.
Введены новые педагогические технологии в проведении занятий, а именно:
- новое решение проблем дополнительного образования;
- новые методики преподавания;
- новые педагогические технологии в проведении занятий;
- нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т. д.
1.1.3. Актуальность программы и педагогическая целесообразность.
Для успешного обучения детей в школе, важно сформировать у ребенка психологическую и обще
учебную готовность к школе. Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в
школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Занятия математикой развивают
психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также формируют
личностные качества дошкольников: аккуратность, трудолюбие, инициативность, общительность,
волевые качества и творческие способности детей. Программа предоставляет систему увлекательных
игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать
мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого
общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Данная программа педагогически целесообразна, так как при ее реализации дети получают
достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.
1.2 Цель программы:
формирование компетенций дошкольников, которые необходимы для успешной самореализации
ребёнка в начальной школе, предотвращения стрессов, комплексов, которые могут нивелировать
желание учиться на все последующие годы.
Задачи программы:
Образовательные:
Формирование умений принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно.
Формирование навыков самоконтроля и самооценки выполненной работы.
Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов,
радость творчества;
4

Развитие умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными
правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий на основе математических понятий.
Развивающие:
Развитие мотивации учения.
Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Развитие произвольности психических процессов.
Развитие образного и вариативного мышления, воображения, творческих способностей.
Развитие способности к само регуляции поведения и проявления волевых усилий.
Развитие и формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, аналогии) в процессе решения математических задач.
Воспитательные:
-Воспитание умения работать
-Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
-Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к
окружающим
-Привитие элементарных гигиенических правил письма;
-Воспитание усидчивости;
-Воспитание способности к самостоятельному выполнению заданий.
1.3. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной
Программы:
Ведущей идеей данной программы – создание комфортной среды общения для детей, развитие
интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.
Содержание программы «Ступеньки к школе» ориентировано на:
-обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
-формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной
программы картины мира;
-формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и
нацеленного на совершенствование этого общества.
направлено на:
-создание условий для развития личности ребенка;
-развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
-обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
-приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
-профилактику асоциального поведения;
-создание условий для
самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его
интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
-укрепление психического и физического здоровья ребенка;
Основные принципы работы:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;
- уважение к работнику, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной
требовательностью;
- комплексный подход;
- систематичность и последовательность;
5

- вариативность занятий;
- наглядность.
1.4. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной
программы
Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 7 лет.
Предполагаемая наполняемость групп до 17 человек.
Характеристика особенностей развития детей. Возрастные особенности развития детей 6-7 лет.
В жизни ребенка, пожалуй, нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально
менялась его жизнь, как при поступлении в школу.
1. Социальное развитие: умеют общаться со сверстниками и взрослыми; • знают основные правила
общения; хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке; способны
управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя,
нельзя ли расширить эти границы); стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при
неудаче; тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.
2. Организация деятельности: способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но
даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще нуждаются в организующей
помощи; могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок,
однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут;
способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется
небольшой отдых или изменение вида деятельности; способны оценить в общем качество своей
работы, при этом ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней; способны
самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности.
3. Интеллектуальное развитие: способны к систематизации, классификации и группировке процессов,
явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей; проявляют самостоятельный
интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов, с
удовольствием воспринимают любую новую информацию; имеют элементарный запас сведений и
знаний об окружающем мире, быте, жизни.
4. Развитие внимания: способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще не велика
(10—15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка.
5. Развитие памяти и объема внимания: количество одновременно воспринимаемых объектов не
велико (1 – 2); преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко
повышается при активном восприятии; дети способны к произвольному запоминанию; умеют
принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании
как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем
словесные рассуждения; способны овладеть приемами логического запоминания; не способны быстро
и четко переключать внимание с одного объекта, вида деятельности на другой.
6. Развитие мышления: наиболее характерно наглядно-образное и действенно-образное мышление;
доступна логическая форма мышления.
7. Зрительно-пространственное восприятие: способны различать расположение фигур, деталей в
пространстве и на плоскости, способны определять и различать простые геометрические фигуры
(круг, овал, квадрат, ромб); способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать
фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей.
8. Зрительно-моторные координации: способны срисовывать простые геометрические фигуры,
цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов. Однако, здесь еще много
индивидуального: то, что удается одному ребенку, может вызвать трудности у другого.
9. Личностное развитие, самосознание, самооценка: способны осознавать свое положение в системе
отношений со взрослыми и сверстниками; стремятся соответствовать требованиям взрослых,
стремятся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют; самооценка в разных
видах деятельности может существенно отличаться; не способны к адекватной самооценке. Она в
значительной степени зависит от оценки взрослых (педагога, воспитателей, родителей).
6

10. Мотивы поведения: интерес к новым видам деятельности; интерес к миру взрослых, стремление
быть похожим на них; проявляют познавательные интересы; устанавливают и сохраняют
положительные взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
11. Произвольность: способны к волевой регуляции поведения (на основе внутренних побуждений и
установленных правил), способны проявить
настойчивость, преодолевать трудности.
1.5. Срок реализации дополнительной образовательной программы
Продолжительность реализации программы – один год (период с октября по май месяц
включительно, 32 часа в год). Занятия проводятся 4 раз в месяц, 1 занятие в неделю.
Продолжительность занятия: 30 минут.
ДОП «Подготовка к школе» реализуется в три этапа:
1 этап: диагностический. Цель: набор детей в группы, мониторинг проведения ООД ДПО на начало
учебного года.
2 этап: развивающий. Цель: проведение развивающей ООД с детьми.
3 этап: итоговый Цель: мониторинг проведения ООД ДПО на конец учебного года.
1.6 Формы и режим занятий
Занятия являются комплексными, охватывают все стороны интеллектуального развития ребенка,
включают в себя:
- разнообразные пальчиковые игры и упражнения;
- введение игрового персонажа
- экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения,
- графические, фонематические, грамматические игры,
- игры на развитие внимания, памяти
- физкультминутки;
- веселые дидактические игры;
- самостоятельная деятельность в рабочих тетрадях;
- игровые упражнения на развитие мелкой моторики и координации движений руки;
- занятия на освоение специальных учебных знаний и навыков.
Игровые занятия для активизации воображения, внимания, восприятия:
- анализ, классификация предметов;
- обобщение по заданному признаку;
- сравнение и выделение главного;
- простые умозаключения;
- действия по предложенной схеме-алгоритму
Игровые занятия для развития математических способностей:
- овладение счетными операциями;
- формирование представлений о форме, величине, пространстве и времени;
- сравнение количества предметов;
- освоение количественного и порядкового счета (последнему уделяется особое внимание);
- решение арифметических задач и примеров на сложение и вычитание.
Приёмы и методы: словесные, наглядные, творческие, репродуктивные, проблемные, уроки с
использованием ИКТ.
1.7. Ожидаемые результаты после реализации программы
По направлению "Математическое развитие" к концу учебного года ребенок должен уметь:
•

числа второго десятка и записывать их;
7

•

понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов,
направлений счета;

•

использовать и писать математические знаки;

•

сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству;

•

дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов;

•

преобразовывать одни геометрические фигуры в другие путем складывания разрезания;

•

раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине,
высоте, толщине в пределах 10;

•

измерять линейкой отрезки, записывать результаты, изображать отрезки заданной величины;

•

ориентироваться на листе бумаги в клетку;

•

определять положение предмета по отношению к другому;

•

решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности
событий, анализ и синтез;

•

понимать задание и выполнять его самостоятельно;

•

проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.

1.8 Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Диагностика
Методы диагностики: диагностика готовности к чтению и письму детей 6 – 7 лет с использованием
индивидуальной рабочей тетради, диагностических игровых заданий; диагностика уровня развития
математических способностей с использованием диагностических игровых заданий, бесед;
диагностика личностно-социальных проявлений ребенка дошкольника с помощью методики
изучения личностно-социального поведения (модификация варианта Е.Г.Юдиной, Г.Б.Степановой,
Е.Н.Денисовой) с использованием метода наблюдения; диагностика сформированности мотивации
учения Л.А. Венгера. Параметры оценки:
По направлению «Математическое развитие»:
1. Общие понятия (свойства предметов, группы)
2. Числа и операции над ними
3. Пространственно-временные представления
4. Геометрические фигуры и величины
С целью промежуточного отслеживания результатов, дважды в год (в декабре и в
апреле) проводятся открытые занятия.
2. Содержательный раздел.
2.1. Учебно-тематический план по математическому развитию
Месяц
октябрь

№

Тема занятий

Всего
занятий

1

Выявление подготовленности к обучению математике. 1
Счет предметов на основе наглядности до 10 прямой и
обратный. Игра «Сосчитай-ка» Знакомство с клеточкой.

2

Соотнесение цифры и количества предметов, дни недели, 1
8

положение предмета относительно себя и другого лица.

ноябрь

декабрь

3

Порядковый счет, счет по названному числу, составление 1
числа из двух меньших, овал.

4

Арифметические задачи, решение примеров, измерение 1
линейкой, ориентировка на листе бумаги.

5

Соотнесение
количества
предметов
с
цифрой, 1
математическая загадка, ориентировка во времени.

6

Порядковый счет, счет по названному числу, состав числа, 1
из двух меньших, геометрические фигуры, логическая
задача. Дни недели.

7

Арифметические задачи, величина,
пространстве, решение примеров.

8

Отношения между числами, математическая загадка, 1
составление числа из двух меньших, измерение длины
отрезка, осенние месяцы.

9

Цифры от 1 до 10, число одиннадцать, часы, определение 1
времени по часам.

10

Число 11, логическая задача, ориентировка во времени.

1

11

Число 12, ориентировка во времени, логическая задача,

1

ориентировка

в1

геометрические фигуры

январь

февраль

12

Число 13, математическая задача, логическая задача, 1
геометрические фигуры.

13

Знаки +,-, соотнесение цифры и количества предметов,
элементы треугольника (вершины, стороны, углы).

14

Решение примеров, знаки, величина, геометрические 1
фигуры.

15

Число 14, ориентировка во времени, логическая задача.

1

16

Число 15,геометрические фигуры.

1

17

Числа от 1до 15,решение примеров, логическая задача. 1
Геометрические фигуры.

18

Число 16, величина, ориентировка во времени, логическая 1
задача.
9

март

апрель

май

19

Математическая загадка, знаки, состав числа из двух 1
меньших, геометрические фигуры.

20

Число 17,счет по образцу и названному числу, логическая 1
задача, геометрические фигуры.

21

Число 17, ориентировка в пространстве, логическая задача, 1
геометрические фигуры.

22

Число 18, состав числа из двух меньших, счет по 1
названному числу, логическая задача, геометрические
фигуры.

23

Число 18, решение примеров, ориентировка во времени, 1
ориентировка в пространстве.

24

Число 19, состав числа из двух меньших, величина, 1
логическая задача.

25

Число 19, геометрические фигуры, величина, логическая 1
задача.

26

Число 20, решение примеров, задачи, логические задачи. 1
Соотнесение количества предметов и цифры.

27

Решение задач, примеров, величина, логическая задача, 1
ориентировка на листе бумаги, работа в тетради.

28

Задачи-шутки, ориентировка во времени, примеры, 1
математические загадки. Повторение пройденного.

29

Знаки +,-, математическая загадка, соотнесение цифры и 1
количества предметов, измерение линейкой, определение
времени по часам.

30

Соотнесение числа и количества предметов, решение 1
примеров, квадрат, треугольник, прямоугольник

31

Соответствие между цифрой и количеством предметов, 1
ориентировка относительно другого лица

32

Закрепление пройденного материала

2.2. Содержание программы по направлению " Математическое развитие"
•
•
•
•

количество и счет;
величина;
геометрические фигуры;
ориентировка во времени;
10

1

ориентировка во времени и в пространстве;
логические задачи;
Вместе с этим содержание расширено и усложнено:
•
•

ознакомление с цифрами и способами их написания;
знакомством тетрадью в клетку;
Количество и счет
•
•

Цель раздела: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 20,
упражнять в составлении и решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять
понимание отношений между числами натурального ряда, развивать психические процессы:
внимание, память, логические формы мышления.
Поставленные цели реализую через следующие игры:
«Назови следующее, предыдущее число»
«Назови соседей числа»
«Назови меньше на 1, больше на 1»
«Вверх вниз по числовой лестнице»
«Составь и реши задачу».
Таким образом, данные игры помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание
отношений между числами натурального ряда, формируют
устойчивый интерес
к
математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.
Геометрические фигуры
В разделе геометрические фигуры закрепляю представления о многоугольниках и их свойствах,
развиваю умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам,
зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
Игры, помогающие реализовать задачи раздела:
«Назови предметы заданной формы»,
«Что общего и чем различаются фигуры»,
«Найди предмет такой же формы»,
«Подбери фигуры по цвету, размеру, форме»,
«Найди лишнюю фигуру»,
«Конструктор».
Таким образом, проводимая работа помогает
закреплять знание ребенка о геометрических
фигурах, их свойствах, развивает умение классифицировать их по отдельным признакам и
выполнять логические операции с ними, развивает логическое мышление.
11

Определение величины
Цель раздела: развивать умение сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и
твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
В работе по данному разделу использую игры–эксперименты:
«В каком сосуде больше воды?»
«Что легче, что тяжелее?»
«Что тонет, что плавает?»
«Подбери шарфик для кукол»
«Короче- длиннее»
«Подбери мебель для трех медведей»
В играх у детей есть возможность самостоятельно практическим путём сравнивать массу,
объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнить полученные результаты, делать
выводы и умозаключения.
Данные игры развивают память, внимание, глазомер совершенствуют мыслительную
активность.
Ориентировка во времени
В этом разделе развиваю чувство времени, учу определять время по часам, знакомлю с разными
видами часов: водными, песочными, механическими, закрепляю представления детей о
последовательности дней недели, месяцев года.
В работе использую следующие дидактические игры:
«Вчера, сегодня, завтра»
«Дни недели»
«Мой режим дня по часам»
«Определи время по часам»
«Когда это бывает?»
«Что перепутал художник?»
Используемые игры способствуют развитию ориентировке детей во времени:
(последовательностью дней недели, частей суток, месяцев и времен года), совершенствую
представления детей о режиме дня, развивают чувство времени, умение определять время по
часам.
Особым блоком выделяю логические задачи.

12

Логические задачи
Основной задачей данного раздела – является развитие у детей приёмов мыслительной
активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
Используемые пособия (кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, различные
ребус «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Танграмм», «Монгольская
игра», головоломки», Кубик-рубик», «Пифагор», «Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах)
развивают у дошкольников самостоятельность, активность, произвольное внимание и
логическое мышление.
Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой
форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию
математических понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные задания
способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют
деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения
поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания,
которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения
доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез,
сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и
активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный
материал, но и попытаться объяснить понятое.
Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей.
Строятся на основе индивидуального, дифференцированного подхода к детям.
2.3. Взаимодействие с родителями.
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей будущих
первоклассников и вовлечение в единое образовательное пространство родителей; оказание
помощи современной семье в разрешении проблем при подготовке детей к школе; установление
доверительных и партнерских отношений.
Задачи: показать актуальность проблемы; применять дифференцированный подход в работе с
родителями; привлекать специалистов к педагогическому просвещению родителей; применять
эффективные формы взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Перспективное тематическое планирование по работе с родителями.
№
1.

Тема
«Первоклассн
ик!
Какой он? »

Форма
проведения

Цель

Участники

Актуальная
Познакомить родителей
консультация. с особенностями
психофизического
развития детей седьмого
года жизни. Дать
представление о
качествах характерных
для будущего
школьника, и
13

Родители
детей,
воспитатель,
медицинская
сестра ДОУ.

Время
проведен
ия
сентябрь

требованиях
современной школы к
будущим
первоклассникам.
Семинар Выведение формулы
практикум
общения с ребенком,
создание условий для
осмысления
присутствующими
остроты заявленной
проблемы для семьи и
определения активной
воспитательной позиции
в отношении
собственного ребёнка
Мастер- класс Познакомить родителей
с психологопедагогическими
знаниями и умениями по
вопросу «Школьная
готовность»
Ликбез
Дать рекомендации
родителям, как
сформировать у ребенка
интерес к книге, тягу к
чтению, любовь к
литературе
Информацион Показать родителям
ный центр
связь между функциями
мозга, психической
деятельностью и мелкой
моторикой руки.

2.

«Умеем ли мы
слушать и
слышать
своих детей»

3.

«Школьная
готовность»

4.

«Читать или
не читать? Не
вопрос!»

5.

«Буквы
разные
писать...
Почерк –
зеркало души
и рентген для
мозга»

6.

«Успехи
маленькими
не бывают»

Игровой
практикум

7.

«Школьные
проблемы и
пути их
решения»

Прессконференция

8.

"Мифы и

День

Познакомить родителей
в игровой форме с
этапами развития у
ребенка мотива
достижения успехов и
дать советы как
конкретно этому
процессу
поспособствовать, чтобы
вырастить успешную
личностью
Оказать помощь
родителям в разрешении
проблем при подготовке
детей к обучению в
школе
Ознакомить родителей с
14

Родители
детей,
воспитатель

октябрь

Родители
детей,
воспитатель

ноябрь

Родители
детей,
воспитатель

декабрь

Родители
детей,
воспитатель

январь

Родители
детей,
воспитатель

февраль

Родители
детей,
воспитатель

март

Родители

март

9.

легенды СОШ

открытых
дверей

«Готовь сани
летом, или
как собрать
ребенка в
школу»

Круглый стол

ФГОС второго
поколения; рассказать о
жизни школы.

детей,
воспитатели,
учителя
начальных
классов.
Дать рекомендации
Родители
родителям как правильно детей,
собрать ребенка в школу воспитатель
и приобрести
необходимые школьные
принадлежности;
определить основные
условия,
способствующие
организации родителями
полноценного отдыха и
развития детей в летний
период.

апрель

3. Организационный раздел.
3.1 Методическое обеспечение программы дополнительного образования
Разнообразный дидактический материал, фланелеграф; индивидуальные разрезные наборы цифр;
предметные картинки для составления предложений и задач; тетради в клетку; мнемотаблицы;
рабочие листы- прописи цифр).
1.Рабочие тетради для детей «Математические прописи» 6-7 лет.
3.2 Список литературы.
Методическая литература для реализации программы.
1.Колесникова Е. В. «Развитие математического мышления у детей 5-7лет»
2.Петерсон Л. Г., Холина Н. П. «Раз – ступенька, два – ступенька
3.Соловьева Е. В. «Математика и логика для дошкольников»
4.Яфаева В. Г. «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников»
5. Яфаева В. Г. «Математика в художественном слове»
6. И.П. Афанасьева, И.А. Шклярук учебно-методическое пособие « Вместе учимся считать» 5-7
лет.
Литература для детей.
Серия книг «Школа для дошколят»
1. С.Е. Гаврина, Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. «Развиваем мышление»
«РОСМЭН» 2006
2. «Учимся решать задачи» «РОСМЭН» 2006
15

3. «Учимся считать» «РОСМЭН» 2006
4. «Готовим руку к письму» «РОСМЭН» 2006
5. «Развиваем внимание» «РОСМЭН» 2006
6. «Развиваем память» «РОСМЭН» 2006
7. «Учимся писать» «РОСМЭН» 2006

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».