Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Березка» п. Орловский ПРИНЯТО решением педагогического совета МБДОУ детского сада №1 «Березка» п. Орловский Протокол № 1 от «23» августа 2024 г. УТВЕРЖДЕНО Заведующий МБДОУ д/с №1 «Березка» ________________Е.А. Текутова Приказ №106 от «23» августа 2024 г. Дополнительная образовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Юный математик» Возраст обучающихся: 5 - 6 лет Срок реализации программы: 1 учебный год Автор - составитель: воспитатель, педагог дополнительного образования Шлякова О.А п. Орловский 2024 г. СОДЕРЖАНИЕ ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка 1. 1.1.Цель и задачи реализации Программы 1.2.Принципы и подходы к реализации Программы 1.3.Отличительные особенности данной программы 1.4. Ожидаемые результаты освоения Программы 1.5.Формы проведения итогов реализации Программы 1.6. Взаимодействие с родителями воспитанников 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Учебный календарно-тематический план Программы 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Методическое обеспечение программы 3.2. Материально - техническое обеспечение программы 3.3. Список литературы и интернет - ресурсы Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Юный математик» (далее - Программа) разработана педагогом в соответствии с нормативно – правовыми документами: • Федеральным законом от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 24.06.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.07.2023). • Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264); • Приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»; • Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р). • Постановлением №16 от 30.06.2020 г. Москва «Об утверждении санитарно– эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598 – 20 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID– 19); • Санитарно - эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи – СанПин 2.4.3648-20 (утверждён постановлением Главного государственного врача Российской Федерацииот 28.09.2020 г. №28) • Приказом Минпросвещения РФ от 27.07.2022 №629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» • Приказом Минтруда от 5 мая 2018 г. №298н «Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; • Лицензией на осуществление образовательной деятельности в ДОО; Уставом МБДОУ д/с № 1. Основой для разработки дополнительной образовательной программы по интегрированному формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Юный математик» стали пособия: • • • • О.Е. Жиренко, Е.В. Фурсова, О.В. Горлова «Счет от 6 до 10 Формирование Математических Представлений», 2019г. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Математика для дошкольников» М.; Новикова В.П., Тихонова Л.И. "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи», 2008 г. Дошкольный возраст - весьма благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе. Дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес к математическим категориям, помогающим лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и взаимосвязывать их друг с другом, формировать понятия и мышление в целом. И, поскольку в дошкольном возрасте у детей преобладает игровая деятельность, процесс развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста будет более эффективен при использовании в непосредственно образовательной деятельности игровых методов и приемов. Новизна дополнительной образовательной программы «Юный математик» состоит в том, что в ходе ее реализации детям предоставляется система увлекательных игр и упражнений (с числами, цифрами, знаками, геометрическими фигурами), позволяющих усвоить программу.Используемые методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций способствуют формированию у детей элементарных математических представлений. Большинство занятий, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности, носит интегрированный характер. Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности решения. Реализация личностно-ориентированной модели обеспечивается индивидуальными рабочими тетрадями, в которых ребенок самостоятельно выполняет игровые задания и упражнения в своем темпе, используя опыт, приобретенный ранее. Занятия предполагают также и различные формы объединения детей (пары, малые группы, вся группа) в зависимости от целей познавательной деятельности. Актуальность программы: При освоении программы происходит всестороннее развитие ребенка,что способствует: • формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой дальнейшего обучения; • овладению мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация); • формированию умения понять учебную задачу и выполнить ее самостоятельно; • формированию умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку; • развитию способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач; • овладению навыками речевого общения; • развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. 1.1.Цель и задачи Программы Цели программы: • раскрытие основных направлений математического развития детей 5 – 6 лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО; • создание благоприятных условий для формирования математических представлений с целью развития предпосылок учебных действий, введение детей в мир математической логики, формирование теоретического мышления, развитие математических способностей; • введение ребенка в мир математики через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим, игровую деятельность, художественное слово, экспериментирование, метод проекта; • формирование основ математической культуры. Задачи программы: • • формировать навыки решения логических задач на разбиение по свойствам; ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером; • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • развитие мыслительных умений - сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию; усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления; развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения; развитие творческих способностей. закрепление представлений о величине; развитие способности группировать предметы по цвету и величине; освоение способов измерения с помощью условной мерки; развитие количественных представлений, способность различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов; развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы и другие. Дать представления о числах и цифрах от 5 до 10 на основе сравнения двух множеств. Продолжать считать по образцу и названному числу. Продолжить учить понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета. Формировать навык воспроизводить количество движений по названному числу. Формировать навык записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр. Формировать навык составлять числа от 3 до 10 из двух меньших на наглядном материале. Объяснить, как из неравенства сделать равенство. Формировать навык устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. Формировать навык решать логические задачи на основе зрительного восприятия. Продолжать решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез. Составление геометрических фигур из палочек и преобразование их. Содержание программы позволяет обеспечить: равные возможности усвоения программы каждым ребенком; преемственность целей, задач, содержания образования, реализуемых в рамках Программы; развитие познавательной деятельности; объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс по формированию математических представлений в различных видах деятельности (в общении и взаимодействии со сверстниками взрослыми, игре, занятиях, познавательноисследовательской деятельности, ознакомлении с художественной литературой); создание благоприятных условий развития детей в соответствии сих возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; формирование математических зависимостей и отношений; овладение математической терминологией; комплексный подход к развитию детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественноэстетической, физической. 1.2. Принципы и подходы к реализации Программы ▪ соответствия развивающему образованию; ▪ сочетания научной обоснованности и практической преемственности; ▪ активности и самостоятельности; ▪ соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; ▪ обеспечения единства воспитательных, образовательных и развивающих задач; ▪ построения образовательного процесса с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей; ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей на занятиях, при проведении режимных моментов, в играх, общении, познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности, чтения художественной литературы; создания условий для самостоятельной деятельности детей; взаимодействия с семьей по реализации программы; обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка; поддержки индивидуальности и инициативы детей; развития умения работать в группе сверстников; построения программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; формирования учебных действий; построения образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на их интересы; личностно-развивающего и гуманистического взаимодействия взрослых и детей; реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы; возможности освоения Программы на разных этапах её реализации; построения педагогического процесса, при котором ребенок становится субъектом образования; признания ребенка полноценным субъектом образовательных отношений; формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. 1.3. Отличительные особенности данной программы Содержание рабочей программы представляет одно из направлений образования в области «Познавательное развитие», включающее не только первичное формирование о количестве, числе, пространстве и времени, форме, размере, но и предполагающее развитие познавательных интересов ребенка. Возраст детей, участвующих в реализации Программы Программа предназначена для детей 5 - 6 лет старшего дошкольного возраста. Срок реализации Программы:один учебный год. Форма и режим образовательной деятельности Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности в форме совместной деятельности детей и педагога. Количество занятий – 1 раз в неделю. Продолжительность – 25 минут. Работа проводится фронтально всей группой с использованием игровых технологий. Общее количество занятий в год – 32. Методы организации работы кружка: • • • • • • Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ); Методические игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы); Практический метод (выполнение работ на заданную тему, по инструкции); Наглядный метод (С помощью наглядных материалов: картин, рисунков, плакатов, фото); Проблемный метод (Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование); Частично-поисковый (Решение проблемных задач с помощью педагога). Содержание рабочей программы (далее – Программа) ориентировано на развитие математических способностей детей 5 – 6 лет, которое осуществляется в двух направлениях: - систематизация и учет математических знаний, полученных из разных источников (игры, общение, предыдущего обучения и т.д.); - организация работы с детьми по освоению содержания Программы кружка. Содержание программы кружка соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики. При отборе содержания учитывались возрастные и психофизиологические особенности детей 5—6 лет. В соответствии с ФГОС ДОсодержание Программы кружка реализуется в различных ведущих видах деятельности. Общение Педагог: — организует повседневное общение с детьми с целью закрепления и использования количественных, временных, пространственных отношений и т.д.; — связывает математику с окружающей жизнью, опытом ребенка; — организует совместную деятельность с детьми: экскурсии, наблюдения, обращая внимание на количественную характеристику предметов окружающего мира; — привлекает внимание к последовательной смене частей суток, времен года; — рассматривает с детьми деревья, определяя их высоту, толщину стволов, величину листьев; сравнивает вместе с детьми дома по высоте, машины по величине и т.д. Игра Педагог: — создает условия для самостоятельной игровой деятельности детей в группе, размещая дидактические и настольно-печатные игры с математическим содержанием, играя в которые ребенок закрепляет полученные знания; — организует самостоятельную деятельность детей с различными конструкторами, мозаиками. Взаимодействие с семьей Педагог: — в первую очередь знакомит родителей с содержанием Программы кружка «Юный математик», особо отметив, что они являются участниками педагогического процесса; — ориентирует родителей на развитие познавательных интересов, не оставляет без внимания вопросы детей; — привлекает родителей к участию в совместных мероприятиях, проектах, праздниках, конкурсах («Математика вокруг нас», «Числа в стихах, загадках, сказках» и т.д.). Сотрудничество педагогов с семьей предполагает изменение модели их взаимодействия. Помимо традиционных форм (беседа, консультация, открытые занятия) педагогам и родителям предстоит работа по реализации совместных проектов, сетевому взаимодействию (сайт, электронная почта). Педагогу необходимо информировать родителей о ходе усвоения ребенком содержания программного материала через индивидуальные и групповые консультации, оформление информационных стендов, осуществлять совместные проекты. Все это будет способствовать повышению компетенции родителей в вопросах математического развития детей, решению задач по формированию предпосылок к учебной деятельности (лекции, семинары, переписка по электронной почте и т.д.). Родителей желательно познакомить с книгами дополнительного комплекта для включения в образовательный процесс, рассказать, как использовать дополнительные пособия, игры, которые помогут ребенку лучше усваивать содержание Программы кружка. 1.4.Ожидаемые результаты освоения Программы 1.Ожидаемые результаты работы ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению. 2.Развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать своё мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью. 1.5. Формы проведения итогов реализации Программы -Диагностика вначале и в конце учебного года. -Показ итогового занятия с детьми для педагогов (родителей). 1.6. Взаимодействие с родителями: Родительские собрания, консультации, анкетирование, размещение наглядной информации. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Учебный календарно-тематический план № п/ п Наименование частей, разделов и тем Цель занятия Колво часов 1 ОКТЯБРЬ «Диагностика». Повторение пройденного материала. Цель: выявление уровня знаний детей по окончанию средней группы. Диагностика ведется во всех областях: конструктивный праксис, геометрические фигуры, цвет, счет, соотношение количества предметов, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени, сравнение предметов, понимание и использование предложно-падежных конструкций, согласование числительных с существительными. 2 «Число и цифра 1». закреплять знания о числе и цифре 1; развитие умений сравнивать группы предметов по количеству; закрепление навыков согласования числительных с существительными. 1 3 «Число и цифра 2, знаки +, - » 1 4 «Числа и цифры 1,2,3; соотнесение количества предметов с цифрой» Цель: закреплять знания о числе и цифре 2; умение отгадывать математические загадки; закрепление знаний о геометрических фигурах; развитие пространственных представлений. Цель: закреплять умение рисовать квадрат и цветок на тетради в клетку; умение соотнесению символов и количества предметов; развитие конструктивного праксиса и пространственных представлений. 5 НОЯБРЬ 1 6 «Числа и цифры 1,2,3,4,5» «Число и цифра 6» «Числа и цифры 4,5,6» Цель: знакомство с составом числа 5; закрепление цифрового ряда от 1 до 5; развитие познавательных процессов. Цель: знакомство с числом 6 и его составом; развитие пространственных представлений; развитие тактильных ощущений Цель: закреплять умение отгадывать математические загадки; выкладывать из палочек треугольник, домик; развитие познавательны процессов. Цель: обучение счету до 6; развитие конструктивного праксиса; закрепление навыков согласование числительных с существительными. Цель: закреплять умение решать математическую задачу; записывать решение с помощью знаков и цифр; закрепление навыка сравнения и 1 1 7 8 «Числа и цифры 4,5,6» 9 ДЕКАБРЬ «Числа и цифры 1 1 1 1 1,2,3,4,5,0; знак «минус» «Числа и цифры 0,4,5,6» «Число и цифра 7» объединения двух совокупностей; закрепление навыка замещения предметов условными обозначениями. Цель: закрепление умения решать арифметическую задачу; закрепление цифрового ряда от 1 до 6; развитие познавательных процессов. Цель: закрепление состава числа 7; понятий большой, маленький, высокий, низкий, широкий, узкий; обучение соотнесению предметов по величине; развитие умения группировать предметы по заданному признаку. 12 «Состав числа 7 из двух меньших» 13 ЯНВАРЬ Цель: обучение счету до 7; обучение составлению групп из предметов; развитие конструктивного праксиса; развитие тактильных ощущений; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа. Цель: знакомство с различными вариантами образования числа 8; закрепление навыка сравнения и объединения двух совокупностей; закрепление навыков устного счета; развитие конструктивного праксиса; развитие тактильных ощущений; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа. Цель: знакомство с составом числа 8; обучение замещению реальных предметов символами; закрепление навыков соотнесения количества предметов с цифрой; развитие конструктивного праксиса; развитие тактильных ощущений; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа. Цель: знакомство с решением примеров на сложение и вычитание; закрепление представлений об овале; развитие конструктивного праксиса; развитие тактильных ощущений; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа. Цель: закреплять умение правильно пользоваться знаками; закрепление навыков порядкового счета; закрепление навыков согласования числительного с существительным; развитие навыков решения арифметических задач; развитие тактильных ощущений; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа. Цель: знакомство с образованием числа 9 из двух меньших чисел; закрепление навыков замещения реальных предметов символами; закрепление навыков согласования числительных с существительными; развитие конструктивного праксиса; развитие тактильных ощущений; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа. Цель: закрепление умения правильно отвечать на вопросы: сколько? Какой по счету?; обучение замещению реальных предметов символами; закрепление навыков соотнесения количества предметов с цифрой. Цель: закрепить навыки преобразования неравенства в равенства; знакомство с числом и цифрой 10; обучение решению арифметических задач; развитие познавательных процессов. Цель: обучение счету до 10; закрепление навыков порядкового счета; закрепление навыков согласования числительных с существительными; развитие навыков решения арифметических задач; развитие познавательных процессов. Цель: закреплять умение решать задачи; отгадывать математические загадки; закрепление навыков замещения реальных предметов символами; развитие конструктивного праксиса; развитие тактильных ощущений; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа. Цель: знакомство с задачами на сложение и вычитание; закрепление числового ряда от одного до десяти; закрепление навыков соотнесения количества предметов с цифрой; развитие познавательных процессов. Цель: закрепление умения решать примеры на сложение и вычитание; понятий длинный, длиннее, короткий, короче, низкий, ниже, высокий, выше, широкий, узкий. Знакомство со способами измерения длины 10 11 «Числа и цифры 1 - 8» 14 «Порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших» 15 «Решение примеров на сложение и вычитание» 16 ФЕВРАЛЬ «Знаки<,>. Порядковый счет» 17 «Числа и цифры 1 - 9» 18 «Порядковый счет» 19 «Число 10» 20 МАРТ «Счет до 10» 21 «Решение задачи» 22 «Решение задач на сложение и вычитание» «Решение примеров на сложение и 23 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 вычитание» 24 АПРЕЛЬ 25 «Установление соответствия между цифрой и количеством предметов» «Решение задач на сложение и вычитание» «Решение задачи на вычитание» 26 27 28 29 «Решение задачи, отгадывание загадок, порядковый счет» «Сложение числа 10 из двух меньших» МАЙ «Решение задач» 30 «Порядковый счет, решение математической загадки» 31 «Порядковый счет, составление числа 10 из двух меньших» 32 «Диагностика» предметов; закрепление понятий ритм, чередование; развитие познавательных процессов. Цель: закреплять знания о днях недели; устанавливать связь между цифрой и количеством предметов; пользоваться знаками <,>; закрепление навыков устного счета. 1 Цель: знакомство с задачами на сложение и вычитание; закрепление навыков устного счета; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа. Цель: закреплять умение отгадывать математическую загадку, записывать решение; закрепление навыков устного счета; развитие тактильных ощущений; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа. Цель: закрепление знаний дней недели, времен года; закрепление навыков ориентировки в пространстве и на плоскости листа; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа. 1 Цель: обучение счету до 10; формирование навыков составления групп из 10 предметов; знакомство с образованием числа 10; знакомство с обозначением числа 10; закрепление навыков устного счета; развитие тактильных ощущений; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа. Цель: знакомство с со способом составления задач; закрепление представлений о геометрических фигурах; закрепление числового ряда; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа. Цель: формирование навыков составления групп из 10 предметов; умение отвечать на вопросы: сколько?; на каком по счету месте?; закрепление навыков устного счета; развитие тактильных ощущений; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа. Цель: знакомство с составом числа 10 из двух меньших; закрепление навыков устного счета; умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа 1 Цель: выявление уровня знаний детей по окончанию старшей группы. Диагностика ведется во всех областях: геометрические фигуры, цвет, счет, соотношение количества предметов, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени, сравнение предметов, понимание и использование предложно-падежных конструкций, согласование числительных с существительными. Выявляются знания детей в счете до 10 и обратно; освоение образа числа с цифрой и количеством. 1 1 1 1 1 1 3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Методическое обеспечение Программы • • • • • • • • • • • Носова Е.А. «Логика и математика для дошкольников», библиотека программы Детство, Санкт-Петербург, 2000 Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Математика для дошкольников» М.,1993 Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка - ступенька к школе», Ювента, М.,2011 Новикова В.П., Тихонова Л.И. "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи», 2008 г. О.Е. Жиренко, Е.В. Фурсова, О.В. Горлова «Счет от 6 до 10 Формирование Математических Представлений», 2019г. Интернет-ресурсы http://nsportal.ru/ http://www.maam.ru/ http://tc-sfera.ru/ http://ped-kopilka.ru/ 3.2. Материально-техническое обеспечение Программы Оборудование № Перечень основного оборудования п/п 1 Комната – светлая, просторная, проветриваемая, отвечающая требованиям САНПиН. 2 Демонстрационная магнитная доска или мольберт. 3 Мебель (столы, стулья, шкафы для хранения учебного материала) 4 Коврограф Воскобовича 5 6 Уголок художественной литературы Театральный уголок 7 Уголок сюжетно-ролевой игры (кукольная мебель) Оснащение № п/п Наименование Количество 10-15 шт. 4 Сюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей Уголок математики: рабочие тетради, дидактические математические игры Уголок конструирования: конструктор Лего большой и средний, деревянный конструктор. Фигурки людей и животных для обыгрывания 3 Игрушки бытовой тематики 5-10 шт. 4 Пластичные материалы, интересные для исследования и наблюдения предметы 10-15 шт. 1 2 3 По количеству детей, 10 шт. 15-20 шт. По количеству детей