Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Березка» п. Орловский ПРИНЯТО решением педагогического совета МБДОУ детского сада №1 «Березка» п. Орловский Протокол № 1 от «23» августа 2024 г. УТВЕРЖДЕНО Заведующий МБДОУ д/с №1 «Березка» ________________Е.А. Текутова Приказ № 106 от «23» августа 2024 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Народные промыслы» Возраст обучающихся: 4 - 5 лет Срок реализации программы: 1 учебный год Автор - составитель: Бугаева Л.В., воспитатель, педагог дополнительного образования п. Орловский 2024 г. I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка. 1.2. Цели и задачи реализации Программы дополнительного образования 1.3. Принципы и подходы к формированию Программы дополнительного образования 1.4. Отличительные особенности ДОП «Народные промыслы» 1.4.1. Основные формы и методы работы 1.4.2. Возрастные особенности воспитанников 1.4.3. Сроки реализации программы и режим занятий 1.5.Планируемые результаты освоения Программы дополнительного образования 1.6. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Календарно -тематический план работы III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Планирование образовательной деятельности 3.2. Условия реализации Программы дополнительного образования 3.2.1. Материально-техническое обеспечение 3.2.2. Методическое обеспечение 2 I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Народные промыслы» разработана в соответствии ФГОС ДО (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955), ФОП ДО (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028) и парциальной программой художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» под редакцией Лыковой И. А. Нормативно - правовая база для разработки Программы: • Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 24.06.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.07.2023). • Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264); • Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»; • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р). • Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи – СанПин 2.4.3648-20 (утверждён постановлением Главного государственного врача Российской Федерацииот 28.09.2020 г. №28) • Приказ Минпросвещения РФ от 27.07.2022 №629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» • Приказ Минтруда от 5 мая 2018 г. №298н «Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; • Лицензия на осуществление образовательной деятельности в ДОО; • Устав МБДОУ д/с № 1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы: художественная Уровень освоения программы: вводно - ознакомительный. Программа составлена с учетом возрастных особенностей, возможностей, интересов дошкольников на выразительном материале, повышающем интерес к ним и побуждающем ребенка к активной познавательной, творческой и игровой деятельности – основной деятельности детей этого возраста. Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий. 3 Развитие детского творчества является одной из наиболее актуальных проблем современного дошкольного образования, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью её истории. Каждое изделие народного искусства — это своеобразный памятник духовной жизни народа на протяжении столетий, национальная гордость, это наше начало, которое питает и сегодняшнюю культуру, искусство, образование. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Национальная самобытность воспитания и обучения рассматривалась многими русскими педагогами как важнейшее условие разумного построения системы образования. По мнению В. А. Сухомлинского: «Только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность; самое главное – открывать глаза на дорогое и родное». Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время - все больше они входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично. Небольшие вещицы – доски, мисочки, ложки – похожих не найдешь нигде – стали любимыми подарками, сувенирами, разносящими далеко за пределы нашей Родины славу исконных мастеров. Учитывая большое значение народного искусства в развитии личности дошкольника, ДОП «Народные промыслы» предполагает знакомство детей с историей народного творчества и формирование у них желания участвовать в творческой деятельности: составлять узоры и орнаменты, лепить, расписывать игрушки. Актуальность и новизна Программы Актуальность Программы обусловлена тем, что у детей нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек; нет возможности соприкоснуться с декоративно – прикладным искусством – подержать в руках изделия городецкой, дымковской игрушки, предмета с гжельской росписью и т. д. Возникла необходимость подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приемы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Новизна и отличительная особенность программы заключается в том, что она предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами не только России, но и включает в себя знакомство с символикой русского декоративного искусства и его значением. Педагогическая целесообразность программы заключается в создании особой развивающей среды для развития творческих способностей детей в области декоративно – прикладного искусства и их эстетического воспитания. Реализация программы происходит в процессе расширенного, углубленного знакомства детей с изделиями народных художественных промыслов, знакомство с символикой русского декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий. 4 Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности непосредственно соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством. Поэтому была поставлена цель - подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. На занятиях кружка дети осваивают не только тайны мастерства ремесла, но и учатся находить новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным решением образа, отвечающим эстетике наших дней. Значимость данной работы заключается в создании программы приобщения дошкольников к искусству России и местным народным промыслам, через ознакомление с традициями украшения предметов быта. 1.2. Цели и задачи реализации программы Цели программы: Развивать свободную творческую личность ребёнка, формировать любовь к народным промыслам России, интерес к прошлому и настоящему родного края, творческое воображение через музыку, поэзию, восприятие картин и объектов народных промыслов России. Обогащать детей новыми знаниями, расширять представления детей о праздниках на Руси, об обычаях и традициях своего народа, умение ориентироваться в культурном окружении и отражать это в своей деятельности. Задачи: Изучить особенности народных промыслов России. Проанализировать методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с народными промыслами. Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок. Реализовать программу и выявить результативность проведённой работы. 1.3. Принципы и подходы к формированию Программы дополнительного образования Образовательный процесс строится на обще дидактических и специфических принципах: ➢ принцип систематичности и последовательности: организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному»); ➢ принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников; ➢ принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям; ➢ онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей воспитанников); ➢ принцип научности; ➢ принцип минимакса: создаются условия для продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории развития и саморазвития - в своем темпе, на уровне своего возможного максимума. Таким образом, содержание программы определено с учетом дидактических принципов: от простого к сложному, систематичности, доступности и повторяемости материала. 5 1.4. Особенности Программы дополнительного образования: Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Познакомив детей с промыслом, вызвав желание создать свое изделие, происходит целенаправленный процесс по его изготовлению. Для развития творческих способностей рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, физминутки, упражнения для прорисовки элементов росписей. 1.4.1. Основные формы и методы работы. В работе используются различные методы и приемы: самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности; метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение); жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу). 1.4.2. Возрастные особенности воспитанников Программа составлена в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей среднего дошкольного возраста. Основными формами занятий являются игра в художников, путешествие «в прошлое» своего народа, заочная экскурсия, работа в творческих мастерских. В деятельность вносятся элементы занимательности, сказки, веселые стихи, песенки, загадки – любимая тема детей дошкольного возраста. На занятиях вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживается связь с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью формирования опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Для выполнения творческих заданий воспитанники должны иметь разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, тушь, фломастер, цветные мелки, уголь, кисть, перо и т.д. 1.4.3. Сроки реализации программы и режим занятий Программа предназначена для работы с детьми 4-5 лет, рассчитана на один год обучения и поэтапное освоение материала. Сроки реализации программы: октябрь 2024 –май 2025 г. (32 часа). Занятия по программе дополнительного образования осуществляются в виде кружковой работы в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН 2.4.1.3049-13 6 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», ФГОС ДО, устава ДОУ. Проводятся 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, во второй половине дня. Количество детей в группе- 10 человек. Продолжительность занятий- 20 минут. 1.5. Ожидаемые результаты освоения детьми программного содержания. Средняя группа (4 – 5 лет): - Узнают и называют знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства; - Составляют узоры с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий; - Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие; - Лепят из глины декоративные изделия, используя способы конструктивного и кругового налепа; - Используют в работе некоторые виды нетрадиционного рисования; - Самостоятельно и творчески применяют навыки и умения, полученные на занятиях. 1.6. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов Средняя группа (4 – 5 лет): Диагностические критерии оценки знаний и детских работ по декоративно-прикладному искусству • Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие; • Владеет пониманием символов в рисунке, знаками-оберегами в росписи; • Умеет самостоятельно провести анализ изделия; • Выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов); • Выделяет элементы узора и составляет из них композицию; • Самостоятельно определяет последовательность выполнения росписи; • Использует декоративные элементы в работе. Использует декоративные элементы в работе; • Использует несколько нетрадиционных техник; • Эмоциональность, содержательность, яркость, красочность, декоративность; • Оригинальность. II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Календарно-тематический план работы Тема: «Основы декоративно-прикладного искусства» Кол-во ОКТЯБРЬ занятий Время Вводное занятие. Мониторинг. Тема: «Геометрический орнамент» (1 неделя) 1 Цель: Знакомство с геометрическим орнаментом. Понимать то, что орнамент состоит из отдельных повторяющихся элементов. Умение выделять элемент в 7 20 минут орнаменте. Тема: «Узор на полосе» (2 неделя) Цель: Знакомство с композиционными схемами на примере построения орнамента на полосе. Научиться читать и составлять простейшие схемы. 1 20 минут Тема: «Кружка» (3 неделя) Цель: Декоративное оформление плоскастной кружки с использованием полученных ранее знаний о геометрическом орнаменте и орнаментальных полосах. Тема: «Матрёшка - растительный орнамент» (4 неделя) Цель: Знакомство с растительным орнаментом (листочки, цветочки, завитки) 1 1 20 минут 20 минут НОЯБРЬ Тема: «Квадрат. Сложение узора» (1 неделя) Цель: знакомить детей с простейшими схемами построения орнамента на квадрате. Учить понимать схему построения узора: из маленьких частей складываем большой узор. Использовать в работе образец. 1 20 минут Тема: «Квадрат. Варианты сложения узора» (2 неделя) Цель: знакомить детей с некоторыми вариантами композиционных построений узора на квадратной форме: платок, салфетка, крышка, шкатулки и т.д. Учить детей дорисовывать и раскрашивать по схеме. 1 Тема: «Круг. Блюдо» (3 неделя) Цель: продолжать знакомить детей с вариантами композиционных построений узора на круглой форме. 1 Тема: «Круг. Коврик или скатерть» (4 неделя) Цель: учить детей составлять простейший узор на круглой форме, используя знакомые примеры украшения 1 20 минут 20 минут 20 минут Тема: «Дымковская игрушка» ДЕКАБРЬ Тема: Лепка из глины «Поросёнок» (1 неделя) Цель: познакомить детей с дымковской игрушкой. Учить детей лепить поросёнка из целого куска глины, постепенно оттягивая детали изображения. Учить детей сглаживать неровности на глине, применяя воду. 1 20 минут 1 20 минут Тема: «Роспись поросёнка» (2неделя) Цель: познакомить детей с дымковской росписью. Показать элементы рисования основных элементов дымковской росписи: полоски и волнистые линии, используя яркие цвета (красный, жёлтый). Продолжать учить детей, раскрашивая игрушку, выполнять элементы кончиком кисточки. Развивать творческие способности 8 детей, учить получать радость от результатов. Тема: Лепка из глины «Барыня» (3 неделя) Цель: учить детей лепить из целого куска глины барыню, сглаживая неровности при помощи пальчиков и воды. Воспитывать внимание, терпение, аккуратность. 1 20 минут Тема: Роспись «Барыни» (4 неделя) Цель: продолжать знакомить детей с дымковской росписью. Обращать внимание детей выделять элементы узора и колорит. При рассматривании дымковской игрушки, видеть яркость, праздничность узора. Учить украшать узором из колец, кругов и точек в соответствии с колоритом дымковской игрушки. Совершенствовать технические навыки работы кистью. 1 20 минут Учить детей использовать определённый элемент росписи, разнообразие геометрических орнаментов при росписи юбки (круги, точки, разноцветные полоски, так, чтобы получались клеточки.) Тема: «Городецкая роспись» ЯНВАРЬ Тема: Рисование «Розан на полоске бумаги» (1 неделя) Цель: познакомить детей с городецкой росписью. Учить детей выполнять работу поэтапно: сначала красный кружок, затем мазки белой краской, в конце листок зелёной краской. Учить детей рисовать кончиком кисточки, подчёркивая колорит городецкой росписи. 1 20 минут 1 20 минут Тема: Рисование «Роспись ковша» (2 неделя) Цель: расширять представления об искусстве городецких мастеров; закреплять умение рисовать узор по городецким мотивам, состоящий из цветов, бутонов, листьев. Учить детей рисовать по жёлтому фону, подбирая краски по цвету. Развивать детское творчество. Тема: Рисование «Городецкий вороной конь» (3 неделя) Цель: учить детей рисовать гордого вороного городецкого коня, выполняя работу поэтапно. Вначале нарисовать чёрного коня, а роспись наносить по чёрному фону. Украшая сбрую коня: завитками, мазками используя, красную и белую краску. Развивать умение наносить узор кончиком кисточки. 1 20 минут Тема: «Птица в волшебном городецком саду - петух» (4 неделя) Цель: расширить представления детей об искусстве городецких мастеров. Учить детей выполнять работу поэтапно нанося чёрную краску на изображение, а затем выполнять роспись по чёрному фону. Украшая петушка использовать элементы городецкой росписи. Тема: «Филимоновская игрушка» ФЕВРАЛЬ 9 1 20 минут Тема: Рисование «Собачка» (1 неделя) (Роспись бумажного силуэта филимоновской игрушки) Цель: расширять представления детей о многообразии филимоновской игрушки. Показать особенности выполнения росписи различных силуэтов. 1 20 минут Учить детей наносить полоски, чередуя их по цвету. Развивать творчество и фантазию; учить подбирать для росписи нужные цвета, формировать эстетический вкус. Тема: Лепка из глины «Петушок». (2 неделя) Цель: познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушке. Учить детей лепить петушка в традициях филимоновской игрушки. Приучать детей работать с глиной. Учить сглаживать места скрепления деталей. Воспитывать терпение. Развивать эстетическое восприятие. 1 20 минут Тема: «Роспись петушка» (3 неделя) Цель: расширять знания детей о творчестве филимоновских мастеров. Познакомить с выполнением простейших элементов филимоновской росписи – полосок, ёлочек. Закреплять знания о составлении узора. Воспитывать аккуратность в выполнении работы. Формировать эстетический вкус 1 20 минут Тема: «Лепка из глины филимоновской красавицы» (4 неделя) Цель: продолжать расширять представления детей о филимоновской игрушке. Учить детей лепить из глины филимоновскую красавицу. Формировать у детей желание доводить начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу. Развивать эстетическое восприятие. 1 20 минут 1 20 минут МАРТ Тема: «Роспись филимоновской красавицы» (1 неделя) Цель: продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой. Учить украшать филимоновскими узорами объёмную фигуру игрушки: ёлочкой, разноцветными полосками, чередуя их, красная, розовая и зелёная. Тема: «Хохломская роспись» Тема: «Подарки для Мишутки» (3 неделя) Цель: учить детей раскрашивать ложку травяным орнаментом, используя элементы: «травинки», «капельки». 1 Продолжать учить детей выполнять элемент росписи, пользуясь кончиком кисточки. 20 минут Тема: «Травяной орнамент» (4 неделя) Цель: постепенно, от простого к сложному, научить детей рисовать сложный травяной орнамент, с использованием всех ранее изученных элементов. Познакомить с рисованием ведущего стебля «криуля» - «завиток», имеющему 10 1 20 минут одинаковую длину и закручивающуюся попеременно то вверх, то вниз. АПРЕЛЬ Тема: «Роспись чашки» (1 неделя) Цель: закрепить с детьми рисование элемента «криуля» - «завитка» подчёркивая округлую форму изделия. Учить детей самостоятельно использовать ранее изученные элементы травяного орнамента. 1 20 минут Тема: «Узор листочки» (2 неделя) Цель: познакомить детей с новым элементом росписи — листочки, способом его изображения. Используя цвета: красный, чёрный, зелёный, жёлтый. Продолжать учить рисовать кончиком кисточки 1 20 минут 1 20 минут 1 20 минут 1 20 минут 1 20 минут 1 20 минут 1 20 минут Тема: «Роспись салфетницы» (3 неделя) Цель: учить детей располагать ветку с осенними листочками подчёркивая форму изделия, учитывая свободное расположение листочков и травки. Создавая эту композицию учить детей применять палитру красок хохломской росписи: зелёный, красный, черный, жёлтый цвет. Тема: «Роспись салфетницы» (4 неделя) Цель: учить детей располагать ветку с осенними листочками подчёркивая форму изделия, учитывая свободное расположение листочков и травки. Создавая эту композицию учить детей применять палитру красок хохломской росписи: зелёный, красный, черный, жёлтый цвет. МАЙ Тема: Рисование «Красная смородина» (1 неделя) Цель: учить детей рисовать печаткой- тычком один из основных элементов хохломской росписи - красную смородину на жёлтом фоне. Учить детей выполнять работу аккуратно, работая кончиком кисточки и печаткой-тычком. Тема: Рисование «Красная смородина» (2 неделя) Цель: учить детей рисовать печаткой- тычком один из основных элементов хохломской росписи - красную смородину на жёлтом фоне. Учить детей выполнять работу аккуратно, работая кончиком кисточки и печаткой-тычком. Тема: «Уточка-солонка» (3 неделя) Цель: учить детей расписывать изделие кистью и печаткой — тычком, используя «разживку» и другие приёмы росписи. Воспитывать терпение и аккуратность в работе. Тема: «Орнамент с «ягодками» и «листочками» (4 неделя) Цель: упражнять детей в рисовании хохломского орнамента с использованием ранее изученных элементов, дорисовывая орнаментальную полосу по образу. Мониторинг. 11 III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1 Планирование образовательной деятельности Реализация Программы дополнительного образования художественной направленности «Народные промыслы» проходит во второй половине дня, 1 раз в неделю. количество часов группа в неделю в месяц в год средняя 1 4 32 В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность по Программе дополнительного образования, проводятся физкультурные минутки. Режим работы дополнительного образования «Народные промыслы» Педагог вторник Бугаева Л.В. 15:50-16:10 3.2. Условия реализации программы Особенности организации предметно-пространственной среды Развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает различные виды детской деятельности. Состояние предметно-пространственной развивающей образовательной среды соответствует санитарным нормам и правилам и проектируется на основе: - реализуемой в детском саду образовательной Программы дошкольного образования; - требований нормативных документов; - материальных и архитектурно-пространственных условий; - общих принципах построения предметно-развивающей среды (гибкого зонирования, динамичности); - статичности, сочетание привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, учета гендерных и возрастных различий детей, уважение к потребностям и нуждам ребенка). Программа кружка предусматривает групповую и индивидуально-групповую формы организации деятельности дошкольников с использованием следующих методов: 1) По источнику передачи и восприятия знаний: - словесные (рассказ, беседа), - наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ технологических приемов), - практические (упражнения, рисование с натуры, рисование на темы, выполнение творческой работы) 2) По характеру познавательной деятельности: - репродуктивные (воспроизводящий) - частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества); - творческие (творческие задания по видам деятельности). 3) По степени самостоятельности: - работа под непосредственным руководством педагога; - совместная работа; - самостоятельная работа. 12 Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для кружковой работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней. 3.2.1. Материально-техническое обеспечение программы В соответствии с ФГОС, материально-техническое обеспечение программы включает в себя учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы). При этом, педагог самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы. РППС укомплектована средствами обучения и воспитания с учётом реализуемой образовательной области, индивидуальных особенностей развития детей (возрастных и гендерных) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной деятельности ребёнка со взрослыми и сверстниками. Мебель и учебно-игровое оборудование подобраны в соответствии с антропометрическими данными детей. Дидактические игры, игрушки, пособия, канцтовары расположены в строго отведенных для них местах – открытых стеллажах (полках) для свободного доступа детей, а также в закрытых шкафах. Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) кабинета соответствует критериям ФГОС и ФОП ДО и обеспечивает комфортные и безопасные условия для организации осуществления игровой, познавательной, исследовательской, творческой и двигательной активности детей. Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее освещение и возможность проветриваться. Для реализации Программы имеются в наличии: ✓ Реальные предметы народного быта и интерьера. ✓ Предметы декоративно – прикладного творчества и народные игрушки. ✓ «Музыкальный уголок» оснащенный музыкальными инструментами. ✓ «Сборники произведений устного народного творчества» ✓ Игровые персонажи из фольклорных произведений. ✓ Информационное обеспечение программы (аудио - видео, фотоматериалы) ✓ Дидактические пособия (хохломская роспись, городецкая роспись, дымковская игрушка). 3.2.2. Методическое обеспечение: Методическое обеспечение позволяет педагогу организовать работу в соответствии с направлениями развития и возрастом воспитанников, обеспечивает полное развитие ребенка его готовность к саморазвитию, реализует непрерывность образовательного процесса. • • • Программа «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» под редакцией Лыковой И. А. «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада» под редакцией Бондаренко Т.М. 13 • • • • • • • Ю.Г. Дорожин «Простые узоры и орнаменты» Издательство «Мозаика-Синтез» г. Москва; Ю. Г. Дорожин «Жостовский букет» Издательство «Мозаика-Синтез» г. Москва Ю.Г. Дорожин «Сказочная Гжель» Издательство «Мозаика-Синтез» г.Москва Ю.Г. Дорожин «Хохломская роспись» Издательство «Мозаика – Синтез» г.Москва Н.И. Бедник «Цветы на подносе» Издательство «Художник РСФСР» г. Ленинград Т.Н. Доронова «Художественное творчество детей 2-7 лет» Издательство «Просвещение» г.Москва Интернет-ресурсы 14