Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Березка» п. Орловский ПРИНЯТО решением педагогического совета МБДОУ детского сада №1 «Березка» п. Орловский Протокол № 1 от «23» августа 2024 г. УТВЕРЖДЕНО Заведующий МБДОУ д/с №1 «Березка» ________________Е.А. Текутова Приказ №106 от «23» августа 2024 г. Рабочая дополнительная образовательная программа «Экоклуб» Возраст обучающихся: 5 - 7 лет Срок реализации программы: с 01.10.2024 по 31.05.2025 г. Автор - составитель: воспитатель, педагог дополнительного образования Цикунова Л.С. п. Орловский 2024 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Учебный план для возрастной группы со сроками обучения, наименованиями разделов, темами и часами для каждой темы 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1.Годовой календарный учебный график 3.2.Режим занятий – длительность и периодичность занятий, число занятий в неделю и общее за год 3.3. Расписание на текущий учебный год 3.4.Формы и сроки проведения итогово – отчетных мероприятий 3.5.Информационное и методическое обеспечение • Список литературы 2 Пояснительная записка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по экологическому воспитанию «Экоклуб» представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 6 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, рассматривания и сравнения. ДОП «Экоклуб» имеет естественнонаучную направленность, разработана для детей 5 – 7 лет. Рабочая программа «Экоклуб» на 2024-2025 учебный год разработана педагогом самостоятельно в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955) и федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028) и парциальной программы С. Н. Николаевой «Юный эколог». Содержание таких разделов ДОП «Экоклуб», как: • • • • • • • • • • • • • Актуальность программы, Нормативно - правовая база для разработки Программы: Цель и задачи реализации программы Принципы и подходы к реализации Программы Отличительные особенности данной Программы Характеристики особенностей развития детей Методы и приёмы организации реализации Программы: Направления и формы реализации программы: Педагогические технологии: Планируемые результаты освоения Программы Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов Перспективный план работы по экологическому воспитанию для детей 6 – 7 лет. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников по реализации Программы • Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды представлены в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе естественнонаучной направленности «Экоклуб», автор – составитель: воспитатель, педагог дополнительного образования Цикунова Л.С. В рабочей программе ДОП «Экоклуб» конкретизируются положения программы на 2024 – 2025 учебный год. 1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Учебный план для возрастной группы со сроками обучения, наименованиями разделов, темами и часами для каждой темы Учебный план по дополнительному образованию на 2024- 2025 учебный год является локальным нормативным документом, регламентирующим общие требования к организации дополнительного образования в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду №1 «Березка». Учебный план определяет содержание дополнительной общеобразовательной программы естественнонаучной направленности «Экоклуб», 3 обеспечивающей реализацию интересов и потребностей воспитанников, родителей (законных представителей) и дополняет содержание ДОП «Экоклуб». Реализация учебного плана предполагает учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Экоклуб» - общеразвивающая, охватывает образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. Учебный план на 2024 – 2025 учебный год N п/п Дата Наименование частей, разделов и тем (содержание занятия) Количество Формы контроля/ часов итоговые мероприятия 1 Мониторинг. 1 01.10 2 08.10 3 15.10 4 5 6 7 8 9 22.10 29.10 05.11 12.11 19.11 26.11 10 03.12 11 12 10.12 17.12 13 14 15 24.12 14.01.25 21.01. 16 28.01 17 18 04.02 11.02 19 18.02 20 21 22 25.02 04.03. 11.03 Вводное занятие «Наш дом природа» Мониторинг. «Осенние явления в неживой природе» «Поможем дождевому червю найти дом» «Солнце – большая звезда» «Как растения готовятся к зиме» «Перелётные птицы» «Беседы об осени» «Хлеб всему голова» «Сравнение диких и домашних животных» «Лес –многоэтажный дом» «Цепочка в лесу» «Кто главный в лесу?» Изготовление плакатов на тему «Сохраним ёлку –красавицу наших лесов» «Зимние явления в неживой природе» «Что мы знаем о воздухе» «Как растения приспособились зимовать» «Как животные проводят зиму в лесу?» «Как рождается ветер» Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Светолюбивые и теневыносливые растения «Почему белые медведи не живут в лесу?» «Беседа о зимующих птицах» «Вода и её загрязнение» «Комнатные растения –4 живой 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 23 24 18.03 25.03 25 26 01.04 08.04 27 28 29 30 31 32 15.04 22.04 29.04 06.05 13.05 20.05 организм» «Животные жарких стран» «Через добрые дела можно стать юным экологом» «Встречаем птиц» «Весенние явления в неживой природе» «Берегите первоцветы» «Этот удивительный мир насекомых» «Беседа о Весне» «О животных, которых не любят» Мониторинг. Показ презентации «Наша деятельность в течение года». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Мониторинг 3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1.Календарный учебный график на 2024 – 2025 учебный год Наименование группы «Экоклуб» (группа №4, №3) Срок учебного года (продолжительность обучения) Кол – во занятий в неделю, продолжительность одного занятия (мин.) Наименование программы, дисциплины (модуля) Кол – во часов в неделю / год с 01.10.2024 г. 1 занятие, 4/32 по 31.05.2025 г. 30 мин. ДОП «Экоклуб» (экология) (32 уч. недели) 3.2.Режим и расписание занятий на 2024 - 2025 учебный год Дополнительная образовательная деятельность «Экоклуб» образовательные области: познавательное развитие, социальнокоммуникативное развитие, речевое развитие Возраст детей группа №3, №4 Расписание занятий/ время занятия Пятница 15.50 – 16.20 5 – 7 лет Ф.И. О. педагога Продолжительность, форма проведения Цикунова Лариса Сергеевна 1 раз в неделю 30 мин. Форма проведения очная 5 3.3.Формы и сроки проведения итоговых отчетных мероприятий: Сентябрь 2024 г: Мониторинг В течение года: • участие в конкурсных мероприятиях Природоохранного социально-образовательный Проекта «Эколята – дошколята» http://эколята.рф/ • участие в конкурсных мероприятиях и проектах Государственного природного биосферного заповедника «Ростовский» http://www.rgpbz.ru/ • участие в конкурсных мероприятиях и проектах Управления образования Орловского района, МБУ ДО Орловского Дома детского творчества Май 2025 г: Мониторинг, показ презентации «Наша деятельность в течение года» на родительском собрании и итоговом педсовете. 3.4. Информационное и методическое обеспечение Список литературы: 1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников/ С.Н.Николаева – М.: Мозаика-Синтез,2020. 2. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н.-М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»-1998. 3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н.Николаева.- М.: Просвещение – 1999 4. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика - Синтез, 2009 5. Организация деятельности детей на прогулке, средняя группа / авт.-сост. Т.Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011 «Энциклопедия обучения и развития дошкольника», Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000. 6. Артёмова Л. Н. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва, 1992 7. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 8. «Развивающие игры для детей дошкольного возраста», Москва1991 Богусловская З.М., Смирнова Е.О., Гризик Т. Познаю мир.– М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника».-2004 6