ДОП "Экоклуб", 2024 г

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Березка» п. Орловский

ПРИНЯТО
решением педагогического совета
МБДОУ детского сада №1 «Березка»
п. Орловский
Протокол № 1 от «23» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Заведующий МБДОУ д/с №1«Березка»
________________Е.А. Текутова
Приказ №106 от «23» августа 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Экоклуб»

Возраст обучающихся: 5 - 7 лет
Срок реализации программы: 1 год

Автор - составитель:
воспитатель, педагог дополнительного образования
Цикунова Л.С.

п. Орловский
2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка

1.2.

Цель и задачи реализации Программы

1.3.

Принципы и подходы к реализации Программы

1.4.

Отличительные особенности данной программы

1.5.

•

Возрастные особенности детей

•

Формы обучения

•

Сроки реализации программы и режим занятий

•

Методы и приёмы организации и реализации Программы

•

Формы организации деятельности

•

Педагогические технологии

Планируемые результаты освоения Программы
•

1.6.

Ожидаемые результаты

Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Содержание учебного плана
Перспективный план работы по экологическому воспитанию для детей 5 – 7 лет.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды
3.2. Материально - техническое и методическое обеспечение программы
3.3. Список литературы

2

Введение
В настоящее время из – за ухудшения состояния окружающей среды возникла
необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от
его возраста и профессии. Вышли такие важные документы, как «Указ Президента РФ об
охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране
окружающей природной среды», закон «Об образовании». Авторский коллектив под
руководством Л.А. Вержбицкого и С.П. Львовой разработал концепцию «Организация и
развитие непрерывного экологического образования».
В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического
образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное
учреждение. Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами
деятельности введено экологическое воспитание дошкольников.
1.1.Пояснительная записка.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
естественнонаучной направленности по экологическому воспитанию «Экоклуб»
представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 5 – 7 лет и
позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой
природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, рассматривания и
сравнения.
Рабочая программа «Экоклуб» на 2023-2024 учебный год разработана педагогом
самостоятельно в соответствии с ФГОС ДО (утвержден приказом Минобрнауки России
от 17.10. 2013 г. № 1155, в редакции приказа Минпросвещения России от 08.11. 2022 г.
№ 955, ФОП ДО (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. №
1028) и парциальной программой С. Н. Николаевой «Юный эколог».
Программа направлена на формирование начал и решения вопросов
экологической культуры у детей 6 - 7 лет в условиях ДОУ.
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое
воспитание и образование детей – чрезвычайно важная проблема настоящего
времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне
живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в
котором оно находится сейчас.
Педагоги ДОУ считают, если ребёнок хотя бы раз в дошкольном возрасте
участвовал в исследовании окружающих объектов, то любознательность не
угаснет в дальнейшем. Для этого в ДОУ созданы соответствующие условия с
использованием современных информационно-коммуникативных технологий
по экологическому воспитанию. Использование
информационных
технологий
способны передать ребёнку последовательность выполнения,
эксперимента, дидактической игры;
уточняет представления детей о свойствах и качествах объектов природы;
развивает наблюдательность, внимание, память, тем самым позволяет улучшить
качество непосредственно образовательной деятельности по экологическому
воспитанию.
Занятия проводятся фронтально. Количество занятий по учебной программе
составляет 1 занятие в неделю продолжительностью 30 минут в соответствии с нормами
СанПин. Также программа включает в себя диагностическое обследование детей по
выявлению уровня ЗУН (знаний, умений и навыков) на начало и конец учебного года по
экологическому развитию.
3

Нормативно - правовая база для разработки Программы:












Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (ред. от 24.06.2023);
Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» (зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г.,
регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября
2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г.,
регистрационный № 72264);
Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 № 1028 «Об утверждении
федеральной образовательной программы дошкольного образования»;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030года (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р).
Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи – СанПин 2.4.3648-20
(утверждён постановлением Главного государственного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. №28)
Приказ Минпросвещения РФ от 27.07.2022 №629 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
приказ Минтруда от 5 мая 2018 г. №298н «Профессиональный стандарт «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
лицензия на осуществление образовательной деятельности в ДОО;
устав МБДОУ д/с № 1.

1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель программы:
Формирование экологической культуры, представлений детей о взаимосвязи живой и
неживой природы.
Задачи программы:
 развивать

познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать

природный мир;
 обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон,
о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях
существования животных и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы;
 воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и
эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
 воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через
понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам,
сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности
за свои поступки.
 Повышать компетентность родителей по проблеме формирования у воспитанников
экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей
дошкольного возраста.

4

1.3. Принципы и подходы к реализации Программы
Индивидуальный подход – ключевым фактором образовательного процесса
является ориентация на потребности каждого ребёнка с учётом
его
индивидуальных
этнокультурных особенностей, семейно-социальных
возможностей и условий для полноценного развития.
Научность – обоснованность и достоверность содержания теоретической
части экологического образования, формирование практических навыков
адаптации и прогнозирования своих действий во время отдыха или труда в
природных условиях на основе представления о закономерностях,
существующих в природе.
Доступность – содержание программы, перечень тем и формы работы
проектируются в соответствии с возрастными, психологическими,
социальными интеллектуальными особенностями детей, с учётом уровня их
развития, а также индивидуальных познавательных способностей.
Предпочтительны соответствующие возрасту формы организации занятий:
наблюдение, обсуждение, эксперимент, игра.
Наглядность – чувственное познание нового материала с привлечением
наглядного пособия способствует повышению концентрации внимания и
мобилизации психического потенциала детей, пробуждает активный интерес,
снимает умственное напряжение, таким образом, помогает добиться большей
эффективности образовательного процесса в целом.
Конкретность – объём знаний увеличивается и эти знания должны быть
конкретными. Если ребенок знакомится с муравьём, то все знания необходимо
давать только о нём. Ни в коем случае нельзя давать неверные ответы на
вопросы ребёнка, дети быстро привыкают называть растения цветами, мелких
насекомых «букашками», все водные растения водорослями.
Систематичность и последовательность – необходимо придерживаться
принципа поступательного перехода от простых объектов познания к более
сложным, опираясь на освоенный ранее материал. Ребёнок знакомится с
новыми знаниями, обращаясь к известной ему информации.
Согласованность – продуктивное
воспитателями и родителями.
Комбинаторность – продуманное
образовательной деятельности.

сотрудничество
сочетание

между
различных

детьми,
видов

Целостность–установление взаимосвязи разных сфер знаний, что помогает
сформировать у ребёнка понимание единства мира.
Регионализм – необходимо учитывать региональный компонент (природу
родного края, народные традиции, краеведение).
Гуманность – данный принцип связан, прежде всего, с понятием
экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает
формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами
5

культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести
здоровый образ жизни.
Интеграция-рассмотрение экологического образования с точки зрения
всестороннего развития личности ребёнка.
1.4. Отличительные особенности данной Программы
Характеристика особенностей развития детей от 5 до 6 лет
Возраст 5–6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком
активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность,
отделяясь от практической деятельности предваряя её. Постепенно дети
приобретают способность действовать по предварительному замыслу. К пяти
годам дети обладают довольно большим запасом представлений об
окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению
задавать вопросы и экспериментировать. В 5—6 лет ведущее значение
приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать
более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств
(схем, чертежей) и обобщённых представлений о свойствах различных
предметов и явлений.
Характеристика особенностей развития детей от 6 до 7лет
Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее,
а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное
фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или услышанное
порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения
чётче прослеживаются объективные закономерности действительности.
Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить
причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках — передать перспективу.
При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети 6 - 7 лет не только
удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.
В этом возрасте продолжается развитие наглядно – образного мышления, которое
позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых
наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах
различных предметов и явлений.
Форма обучения – очная.
Срок реализации Программы и режим занятий: 1 учебный год
Возраст

Старший
дошкольный
возраст (до 7 лет)

Количество
занятий в
неделю
1

Количество
занятий в
месяц
4

6

Кол - во
занятий в год

Длительность

32

30 мин

Методы и приемы реализации Программы
Наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки, наблюдения; показ сказок
(педагогом, детьми); рассматривание книжных иллюстраций; проведение
дидактических игр.
Словесные методы:
чтение литературных произведений;
беседы с элементами диалога,
обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
Проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых,
дидактических, игр-драматизаций и др.);
загадывание загадок;
проведение викторин, конкурсов
Практические методы:
Организация продуктивной деятельности детей;
оформление гербария растений, плодов;
постановка сказок, отрывков литературных
произведений;
изготовление с детьми наглядных пособий.
Формы организации деятельности:
- групповая, коллективная (экскурсии, организация и проведение экологических акций,
коллективные творческие и исследовательские проекты) и индивидуальная (выполнение
творческих проектов, выставка творческих работ)
Педагогические технологии
Здоровьесберегающие технологии:
Личностно – ориентированная технология:
Технологии проектной деятельности:
Технология исследовательской деятельности:
Информационно-коммуникативные технологии:
Игровые технологии
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры
дошкольного образования, которые представляют собой социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Сформированность представлений детей о природе родного края и
различных природных зон, о многообразии природного мира, причинах
природных явлений, об особенностях существования животных и растений
в сообществе, о взаимодействии человека и природы;
7

Сформированность стремления к исследованию объектов природы, дети
делают выводы, устанавливают причинно – следственные связи.
Овладение навыками экологически безопасного поведения в природе.
1.6. Педагогическая диагностика достижения планируемых
результатов
Для отслеживания динамики достижений детей два раза в год проводится
диагностика: первичная диагностика с целью выявления стартовых условий,
проблем развития и достижений детей проводится в сентябре, итоговая
диагностика с целью оценки степени решения поставленных задач проводится
в мае. Знания детей прослеживаются в форме итоговых занятий,
предусматривающих ответы на вопросы и выполнение практических
заданий.
Формы подведения итогов
- Выставки;
- занятия в игровой форме;
- экскурсии в природу;
- досуги;
- экспериментальная деятельность;
- фотоотчёт о проектах
-участие в фестивале «Всероссийский День Эколят»

8

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.

Содержание учебного плана на 2024 – 2025 учебный год

Перспективный план работы по экологическому воспитанию
(подготовительная группа)
Тема занятия

Программные задачи.

ОКТЯБРЬ
Вводное занятие
«Наш дом природа»

- Воспитывать бережное отношение к
окружающей природе;
- Формировать понятия о неживой
природе, как факторе жизни всего живого.

Национально –
региональный
компонент.
Продемонстрировать
радость общения с
природой своей
местности.

Предварительная Наблюдения,
работа.
опыты.

Сопутствующие
формы работы.

Чтение худ.
литературы:
В.Орлов «Дом под
крышей голубой»

Сравнить:
Рисование
«Дом – жилище «Сокровища
человека» и
природы»
«Дом – природа»
Игра «Мой дом»

«Осенние явления в Познакомить с комплексом
Особенности
неживой природе»
характерных явлений неживой природы и явлений природы.
их сезонными изменениями;
Календарь природы.
Уточнить зависимость изменений живой
природы от изменений в неживой природе;
Сезонные изменения: день укорачивается,
становиться холоднее, часто идут дожди,
дуют холодные ветры.

Чтение художественной
литературы,
заучивание стихов.
Дидактическая игра
«Когда это
бывает?».

Наблюдения за
состоянием
погоды и
«Путешествие в
сезонными
осеннее царство»
изменениями в
жизни растений и
животных нашего
региона.
Игра «Следы
осени»

«Поможем
дождевому червю
найти дом»

-Закрепить знания: почва как верхний слой
земли.
- Уточнить, обитатели почвы /на примере
дождевых червей/, их роль в
формировании почвы.

Домашнее задание:
узнать о пользе
дождевых червей,
Игра
«Экологические
цепочки»

Наблюдение за
Просмотр
дождевыми
обучающего
червями после
видеофильма
дождя. Создание
дома для червей.

«Солнце – большая
звезда»

- Дать представление о Солнце как о
звезде.

Мониторинг

Формировать
представление детей
о том, что вредных
животных в природе
нет, все животные
необходимы.

Составление макета Наблюдение за
Аппликация
«Солнечная
солнцем /восход «Солнечная
система»
и заход/.
система»

- Уточнить знания о строении Солнечной
системы.
Тема занятия

Программные задачи

Национально –
региональный
компонент

Предварительная Наблюдения, опыты
работа

Сопутствующие
формы работы

НОЯБРЬ

Учить распознавать и называть по
листьям и плодам 5-6 деревьев, 3-4
кустарника, 4-5 садовых цветущих
растений.

Знакомство с
местными
растениями
ближайшего
окружения.
Календарь
природы.

Изготовление
Наблюдение за
моделей «Цветок», цветущими растениями
«Условия жизни» цветника,
принесенными в группу

Аппликация
«Осенний
пейзаж»
/из засушенных
листьев/

Изготовление
Наблюдение за
кормушек,
поведением птиц
заготовка кормов,
кормление птиц.

Акция «Помогите
птицам выжить»
Развлечение
«День синицы»

«Как растения
готовятся к зиме»

«Перелётные
птицы»

- Закреплять и расширять
Знакомить с
представления о птицах: дать
конкретными
представление о перелётных птицах. видами птиц своей
- Связь птиц со средой обитания.
местности.
Календарь
природы.

- Обобщить и систематизировать
«Беседы об осени» знания детей об осени;
- установление связи между
продолжительностью дня,
температурой воздуха, состоянием
растений, наличием пищи для
животных и растений.

Календарь природы Чтение
Наблюдение за
художественной сезонными
литературы об
изменениями в природе
осени, изменениях
в природе;
дидактические
игры

Осенний
праздник.
Заполнение
календарей
природы.

«Хлеб всему
голова»

В нашей местности
выращивают
пшеницу,
овес

Беседы о пользе
хлеба, о
бережном
отношении.

- Расширить представления детей о
культурных растениях поля (злаках) и
их выращивании;
- Учить понятию «Культурные
растения»;
- Прививать уважение к труду
хлеборобов, хлебу;

Рассматривание
разных колосьев,
их сравнение.
Заучивание
пословиц и
поговорок о хлебе.

Экскурсия на кухню,
наблюдение за
замешиванием теста для
пирожков.

ДЕКАБРЬ
«Сравнение диких
и домашних
животных»

- Расширить и уточнить
представления детей о диких и
домашних животных.

Дать представление
о кабане /внешний
вид, среда
обитания/

Чтение рассказов Поиск мест зимовки
из книги «Лесная насекомых.
мозаика»
В.Золотова

Сбор корма для
лесных
животных.

«Лес –
многоэтажный
дом»
«Цепочка в лесу»

- Учить замечать взаимодействие
обитателей леса, их пищевую
зависимость друг от друга;
- Уточнить: лес как пример
сообщества.

Заповедные места

Домашнее
Презентация про лес.
задание: лес и его
обитатели,
Дидактическая
игра «У каждого
свой дом»,
«Экологические
цепочки»

Составление схем
«Цепочки
питания»

«Кто главный в
лесу?»

- Учить распознавать 5-6 деревьев, Красота лесов,
3-4 кустарника;
горные массивы,
- Закрепить, главное звено в лесу –
смешанные леса.
растение;
- Уточнить последствия уничтожения
деревьев;
- Воспитывать бережное отношение к
лесу.

Игра «Что в лесу
растет?», «Кто в
лесу живет?»
Домашнее
задание:
подобрать
литературу о
питании
обитателей леса

Целевая прогулка
«Определение пород
деревьев и
кустарников»

Анкетирование
для
родителей, «А у
вас какая ёлка?»

Изготовление
плакатов на тему
«Сохраним ёлку –
красавицу наших
лесов»

- Учить детей придумывать
содержание плаката, направленного
на сохранение ёлок, изображать его;
- Воспитывать бережное отношение к
растениям, стремление заботиться.

Сравнение
искусственной и
живой ели

Подсчёт выброшенных
ёлок.
Опыты «Растения
выделяют кислород»,
«Растения увлажняют
воздух»

Беседы о
пользе
деревьев и о
вреде их
вырубания

Бережное
отношение к
природе родного
края

- Уточнить зимние явления в неживой Зимние явления
природе: холодно, дует холодный,
природы (зима
«Зимние явления в порывистый ветер.
холодная, длинная
неживой природе»
и т.д.)

Наблюдения за
Опыты «Высота солнца, Просмотр
сезонными
температура, длина
обучающего
явлениями зимой: тени»
видеофильма
изменение
положения
солнца.

«Что мы знаем о
воздухе»

Игры с
вертушками,
надувными

ЯНВАРЬ

- Систематизировать знания о
свойствах воздуха.

Опыты по выявлению
свойств воздуха

- Уточнить значение воздуха в жизни
человека и других живых организмов.

игрушками,
шариками.

«Как растения
приспособились
зимовать»

- Учить замечать деревья и
кустарники без листьев;
- Закреплять разнообразие видов
растений в природе: деревья,
кустарники, травы – их характерные
признаки.

Затруднения в
существовании
живых существ

Различать деревья Наблюдения за
и кусты по стволу, растениями зимой.
веткам,
особенностям
почек.

«Как животные
проводят зиму в
лесу?»

- Закрепить значение внешних
факторов в жизни животных.
- Уточнить, питание животных зимой,
способы передвижения, места
обитания.
- Сезонные изменения в жизни
животных.

Сочувствие к
животным.
Трудные условия
жизни в холодный
период

Чтение худ.
литературы о
жизни зверей в
лесу зимой,
рассматривание
картин

Наблюдение за
Просмотр
сезонными
обучающего
изменениями в природе видеофильма
«Природоведение
для самых
маленьких»

ФЕВРАЛЬ
«Как рождается
ветер»

- Дать представление о движении
воздуха (ветре)
- Роль ветра в природе и жизни
человека.

Определение
направления и
силы ветра

Опыт со свечами «Как
рождается ветер»

Влаголюбивые и
засухоустойчивые
растения.
Светолюбивые и
теневыносливые
растения

- Показать зависимость роста
комнатных растений от условий.
- Дать представление о влаголюбивых
и засухоустойчивых, светолюбивых и
теневыносливых растениях.

«Почему белые
- Приспособление животных к жизни
медведи не живут в в природных условиях;
лесу?»
- Обозначить закон природы: все
животные живут в тех местах, к
которым они приспособлены

Сочинение
экологической
сказки «Что
снится деревьям
зимой?»

Приспособления
растений к
климатическим
условиям.

Уход за
Опыт: влияние света,
растениями уголка тепла и воды на жизнь
природы
растений. «Растения
дышат», «Растения
выделяют влагу».

Определить
правильность
ухода за
растениями дома.

Приспособления
животных к
климатическим
условиям.

Чтение книги
«Экология в
картинках»

Игра «Угадай, где я
живу»

Просмотр
обучающего
видеофильма

Дидактическая
игра по
классификации
птиц

Цикл наблюдений за
зимующими птицами,
кормление птиц.
Экскурсия в

Аппликация
«Птицы на
кормушке»

«Беседа о
- Учить распознавать зимующих птиц Птицы ближайшей
зимующих птицах» по внешнему облику, поведению,
округи
издаваемым звукам.
- Сезонные изменения в жизни птиц.
Подкормка птиц.

краеведческий музей
«Чей клюв лучше?»
МАРТ
«Вода и её
загрязнение»

- Воспитывать бережное отношение к Река Дон
природным ресурсам;
- Закрепить знания об исследовании
воды человеком.
- Необходимость экономии воды.
- Вода и ваше здоровье.

Чтение
экологической
сказки
«Как люди речку
обидели»

Наблюдение за
морозными узорами,
облаками, сосульками.
«Какой бывает вода».
Опыт «Очищение воды»

Экологическая
тревога
«Грязная вода –
для всех беда»

«Комнатные
растения – живой
организм»

- Объяснить понятие «комнатные
растения»;
- Узнавать и называть 5-6 комнатных
растений по форме, окраске листьев,
цветов, стеблей.

Приспособления
растений к
климатическим
условиям
Забайкалья.

Уход за
комнатными
растениями

Цикл наблюдений за
комнатными
растениями

Групповая
выставка
рисунков
«Моё
любимое
комнатное
растение»

«Животные жарких - Приспособление животных к жизни
стран»
в природных условиях;
- Дать первоначальное представление
о пустыне.
Приспособление всего живого к
погодным условиям пустыни

Приспособления
животных к
климатическим
условиям.

Домашнее
Демонстрационный
задание:
материал «Животные
подобрать
жарких стран».
картинки с
изображением
животных жарких
стран

Изготовление
модели
«Животные
жарких стран»

«Через добрые дела - Показать, что юный эколог – это
можно стать юным ребенок, который любит природу,
экологом»
заботится о живых существах;
- воспитывать у детей стремление
заботиться об окружающей природе.

Правила поведения
человека в
природе. Роль
человека в
природно –
охранительной
работе.

Раскрыть перед
Наблюдение состояния
детьми на
деревьев, кустов участка
конкретных
примерах, что
бывают хорошие и
плохие поступки

Модель «Сухое
(несчастное)
дерево».
Стенд
«Панорама
добрых дел»

АПРЕЛЬ
- Совершенствовать знания о
«Встречаем птиц» перелетных птицах;
- Уточнить сезонные изменения в
жизни птиц (гнездование,
высиживание из яиц птенцов)

Первый прилет
стрижей, ласточек,
скворцов…; затем
водоплавающих
уток, лебедей,
гусей.

Классификация
птиц:
насекомоядные,
водоплавающие,
зерноядные,
хищные.

Наблюдение за
Акция
прилетающими
«Домик для
птицами, их поведением скворца».
Установка
скворечников
на деревья.

«Весенние явления - Учить детей замечать увеличение
в неживой
дня и укорачивание ночи;
природе»
- Взаимосвязь с живой природой.

Весна приходит

Сравнение
Наблюдения по теме
признаков зимы и «Влияние света, тепла,
весны (в модели) воды на жизнь
растений, животных»

Субботник с
родителями
«Весну
встречаем
чистотой»

«Берегите
первоцветы»

Редкие,
исчезающие
растения
Ростовской
области.
Способы их
сохранения.

Дидактическая
игра о цветах.

Выпуск
листовок
«Берегите
первоцветы»

- Учить распознавать и называть
первые весенние цветы по листьям и
цветам.
- Уточнить роль растений в жизни
человека и природной среды в целом;
- Особенности строения и назначения
всех органов

Цикл наблюдений за
первоцветами.

«Этот
- Уточнить многообразие насекомых. Сроки
удивительный мир - Сезонные изменения в жизни
пробуждения
насекомых»
насекомых.
насекомых: пчелы,
жуки, бабочки,
муравьи, комары.

Исследовательская Цикл наблюдений за
деятельность по
насекомыми
теме «Поиск
насекомых в
природе»

МАЙ
«Беседа о
Весне»

Чтение
художественной
литературы о
весне

Цикл наблюдений за
Труд на
сезонными
участке.
изменениями в природе,
за жизнью растений и
животных

Домашнее
задание:
подобрать
информацию о
пользе
земноводных,
рептилий.

Наблюдение за
черепахой.

- Учить видеть сезонные изменения в Ведение календаря
природе.
природы на
- Взаимосвязь живой и неживой
местном уровне.
природы.
- Весенние работы на огороде, в саду,
поле.

«О животных,
- Знакомство с некоторыми
которых не любят» представителями земноводных,
рептилий. Их отличительные черты.
- Уточнить значение внешних
особенностей в жизни животных.

Мониторинг

Формировать
понимание
важности всех
видов животных
края.

Консультация
«Почему дети
обижают
насекомых?»

Рассматривание
модели
террариума.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Сроки реализации программы – 1 год, с 01.10.2024 по 31.05.2025 г.
Продолжительность занятий: 30 минут
Форма обучения – подгрупповая, индивидуальная.
Количество детей в подгруппе – до 15 человек.
В старшем дошкольном возрасте занятия проводятся 1 раз в неделю, 4 раза в месяц,
32 - учебный год.
Занятия проводятся по программе С.Н. Николаевой «Воспитание экологической культуры в
дошкольном детстве».
Региональная программа экологического образования дошкольников
«Экология для малышей» Гончаровой Е.В.
Кроме того программа составлена с учётом реализации межпредметных
связей по разделам.
1.Природное окружение.
2.Изобразительная деятельность.
3.Ознакомление с художественной литературой.
Для отслеживания динамики достижений детей педагогический анализ проводится
2 раза в год. Первичная диагностика с целью выявления стартовых условий, проблем
развития и достижений детей проводится в сентябре (начало месяца); итоговая
диагностика с целью оценки степени решения поставленных задач проводится в мае
(начало месяца).
3.1. Особенности организации развивающей предметно пространственной среды
В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования
в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит трансформация системы
дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного
образования, далее ФОП ДО подразумевает создание благоприятных условий для
развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и
склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как
субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при
реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации
выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном
возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе
обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное
вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется только в
игре, а не в учебной деятельности. Данный стандарт нацеливает на личностноориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности
дошкольного детства. Документ делает акцент на отсутствие жёсткой регламентации
детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные
особенности детей при реализации образовательной программы в дошкольных
организациях.
15

Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды
дошкольной образовательной организации (далее– РППС
ДОО)
необходимо
обеспечить реализацию:
образовательного потенциала пространства групповой комнаты и
материалов, оборудования и инвентаря для развития детей
дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта
индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
двигательной активности детей, возможности общения и совместной
деятельности детей и взрослых, а также
возможности для уединения;
различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного
образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды,
представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и
т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного
возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и
укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития».
Примерный перечень зон для организации РППС:
Для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность,
ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.);
для познавательной активности (экспериментирование с различными
материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями,
развитие математических представлений и пр.);
для самостоятельной деятельности детей (конструирование из
различных материалов, художественно-продуктивная деятельность,
ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр
патриотического воспитания и пр.);
для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);
для

настольно-печатных и развивающих игр

(рассматривание иллюстрированного
и пр.);

материала, дидактические игры

для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями
(экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для
организации различных проектов и пр.);
для отдыха (уединение, общение и пр.).
Наполняя или дополняя РППС необходимо помнить о том, что все ее
элементы должны иметь единый эстетический стиль для обеспечения
комфортной и уютной обстановки для детей.
В групповых комнатах следующие условия для самостоятельной
двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели
16

и игрушек дети обеспечены игрушками, побуждающими к двигательной
игровой деятельности.
 Список литературы:
1. Николаева С.Н. Юный эколог: Парциальная программа экологического воспитания – М.:
Мозаика – Синтез,2022
2. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного
воспитания / Автор составитель Николаева С.Н.-М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»1998.
3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми
средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада /
С.Н.Николаева.- М.: Просвещение – 1999
4. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика - Синтез, 2009
5. Организация деятельности детей на прогулке, средняя группа / авт.-сост. Т.Г. Кобзева,
И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011 «Энциклопедия
обучения и развития дошкольника», Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000.
6. Артёмова Л. Н. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва,
1992
7. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва
1995
8. «Развивающие игры для детей дошкольного возраста», Москва1991 Богусловская З.М.,
Смирнова Е.О., Гризик Т.
Познаю мир.– М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника».-2004

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».