Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Березка» п. Орловский ПРИНЯТО решением педагогического совета МБДОУ детского сада №1 «Березка» п. Орловский Протокол № 1 от «23» августа 2024 г. УТВЕРЖДЕНО Заведующий МБДОУ д/с №1«Березка» ________________Е.А. Текутова Приказ №106 от «23» августа 2024 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Экоклуб» Возраст обучающихся: 5 - 7 лет Срок реализации программы: 1 год Автор - составитель: воспитатель, педагог дополнительного образования Цикунова Л.С. п. Орловский 2024 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи реализации Программы 1.3. Принципы и подходы к реализации Программы 1.4. Отличительные особенности данной программы 1.5. • Возрастные особенности детей • Формы обучения • Сроки реализации программы и режим занятий • Методы и приёмы организации и реализации Программы • Формы организации деятельности • Педагогические технологии Планируемые результаты освоения Программы • 1.6. Ожидаемые результаты Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1.Содержание учебного плана Перспективный план работы по экологическому воспитанию для детей 5 – 7 лет. 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды 3.2. Материально - техническое и методическое обеспечение программы 3.3. Список литературы 2 Введение В настоящее время из – за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Вышли такие важные документы, как «Указ Президента РФ об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды», закон «Об образовании». Авторский коллектив под руководством Л.А. Вержбицкого и С.П. Львовой разработал концепцию «Организация и развитие непрерывного экологического образования». В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое воспитание дошкольников. 1.1.Пояснительная записка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности по экологическому воспитанию «Экоклуб» представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 5 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, рассматривания и сравнения. Рабочая программа «Экоклуб» на 2023-2024 учебный год разработана педагогом самостоятельно в соответствии с ФГОС ДО (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10. 2013 г. № 1155, в редакции приказа Минпросвещения России от 08.11. 2022 г. № 955, ФОП ДО (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028) и парциальной программой С. Н. Николаевой «Юный эколог». Программа направлена на формирование начал и решения вопросов экологической культуры у детей 6 - 7 лет в условиях ДОУ. Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Педагоги ДОУ считают, если ребёнок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то любознательность не угаснет в дальнейшем. Для этого в ДОУ созданы соответствующие условия с использованием современных информационно-коммуникативных технологий по экологическому воспитанию. Использование информационных технологий способны передать ребёнку последовательность выполнения, эксперимента, дидактической игры; уточняет представления детей о свойствах и качествах объектов природы; развивает наблюдательность, внимание, память, тем самым позволяет улучшить качество непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию. Занятия проводятся фронтально. Количество занятий по учебной программе составляет 1 занятие в неделю продолжительностью 30 минут в соответствии с нормами СанПин. Также программа включает в себя диагностическое обследование детей по выявлению уровня ЗУН (знаний, умений и навыков) на начало и конец учебного года по экологическому развитию. 3 Нормативно - правовая база для разработки Программы: Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 24.06.2023); Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264); Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р). Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи – СанПин 2.4.3648-20 (утверждён постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28) Приказ Минпросвещения РФ от 27.07.2022 №629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» приказ Минтруда от 5 мая 2018 г. №298н «Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; лицензия на осуществление образовательной деятельности в ДОО; устав МБДОУ д/с № 1. 1.2. Цель и задачи реализации программы Цель программы: Формирование экологической культуры, представлений детей о взаимосвязи живой и неживой природы. Задачи программы: развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир; обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы; воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира; воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки. Повышать компетентность родителей по проблеме формирования у воспитанников экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста. 4 1.3. Принципы и подходы к реализации Программы Индивидуальный подход – ключевым фактором образовательного процесса является ориентация на потребности каждого ребёнка с учётом его индивидуальных этнокультурных особенностей, семейно-социальных возможностей и условий для полноценного развития. Научность – обоснованность и достоверность содержания теоретической части экологического образования, формирование практических навыков адаптации и прогнозирования своих действий во время отдыха или труда в природных условиях на основе представления о закономерностях, существующих в природе. Доступность – содержание программы, перечень тем и формы работы проектируются в соответствии с возрастными, психологическими, социальными интеллектуальными особенностями детей, с учётом уровня их развития, а также индивидуальных познавательных способностей. Предпочтительны соответствующие возрасту формы организации занятий: наблюдение, обсуждение, эксперимент, игра. Наглядность – чувственное познание нового материала с привлечением наглядного пособия способствует повышению концентрации внимания и мобилизации психического потенциала детей, пробуждает активный интерес, снимает умственное напряжение, таким образом, помогает добиться большей эффективности образовательного процесса в целом. Конкретность – объём знаний увеличивается и эти знания должны быть конкретными. Если ребенок знакомится с муравьём, то все знания необходимо давать только о нём. Ни в коем случае нельзя давать неверные ответы на вопросы ребёнка, дети быстро привыкают называть растения цветами, мелких насекомых «букашками», все водные растения водорослями. Систематичность и последовательность – необходимо придерживаться принципа поступательного перехода от простых объектов познания к более сложным, опираясь на освоенный ранее материал. Ребёнок знакомится с новыми знаниями, обращаясь к известной ему информации. Согласованность – продуктивное воспитателями и родителями. Комбинаторность – продуманное образовательной деятельности. сотрудничество сочетание между различных детьми, видов Целостность–установление взаимосвязи разных сфер знаний, что помогает сформировать у ребёнка понимание единства мира. Регионализм – необходимо учитывать региональный компонент (природу родного края, народные традиции, краеведение). Гуманность – данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами 5 культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. Интеграция-рассмотрение экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребёнка. 1.4. Отличительные особенности данной Программы Характеристика особенностей развития детей от 5 до 6 лет Возраст 5–6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности предваряя её. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу. К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Характеристика особенностей развития детей от 6 до 7лет Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках — передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети 6 - 7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности. В этом возрасте продолжается развитие наглядно – образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Форма обучения – очная. Срок реализации Программы и режим занятий: 1 учебный год Возраст Старший дошкольный возраст (до 7 лет) Количество занятий в неделю 1 Количество занятий в месяц 4 6 Кол - во занятий в год Длительность 32 30 мин Методы и приемы реализации Программы Наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки, наблюдения; показ сказок (педагогом, детьми); рассматривание книжных иллюстраций; проведение дидактических игр. Словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя. Игровые методы: Проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.); загадывание загадок; проведение викторин, конкурсов Практические методы: Организация продуктивной деятельности детей; оформление гербария растений, плодов; постановка сказок, отрывков литературных произведений; изготовление с детьми наглядных пособий. Формы организации деятельности: - групповая, коллективная (экскурсии, организация и проведение экологических акций, коллективные творческие и исследовательские проекты) и индивидуальная (выполнение творческих проектов, выставка творческих работ) Педагогические технологии Здоровьесберегающие технологии: Личностно – ориентированная технология: Технологии проектной деятельности: Технология исследовательской деятельности: Информационно-коммуникативные технологии: Игровые технологии 1.5. Планируемые результаты освоения Программы Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: Сформированность представлений детей о природе родного края и различных природных зон, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы; 7 Сформированность стремления к исследованию объектов природы, дети делают выводы, устанавливают причинно – следственные связи. Овладение навыками экологически безопасного поведения в природе. 1.6. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов Для отслеживания динамики достижений детей два раза в год проводится диагностика: первичная диагностика с целью выявления стартовых условий, проблем развития и достижений детей проводится в сентябре, итоговая диагностика с целью оценки степени решения поставленных задач проводится в мае. Знания детей прослеживаются в форме итоговых занятий, предусматривающих ответы на вопросы и выполнение практических заданий. Формы подведения итогов - Выставки; - занятия в игровой форме; - экскурсии в природу; - досуги; - экспериментальная деятельность; - фотоотчёт о проектах -участие в фестивале «Всероссийский День Эколят» 8 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Содержание учебного плана на 2024 – 2025 учебный год Перспективный план работы по экологическому воспитанию (подготовительная группа) Тема занятия Программные задачи. ОКТЯБРЬ Вводное занятие «Наш дом природа» - Воспитывать бережное отношение к окружающей природе; - Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого. Национально – региональный компонент. Продемонстрировать радость общения с природой своей местности. Предварительная Наблюдения, работа. опыты. Сопутствующие формы работы. Чтение худ. литературы: В.Орлов «Дом под крышей голубой» Сравнить: Рисование «Дом – жилище «Сокровища человека» и природы» «Дом – природа» Игра «Мой дом» «Осенние явления в Познакомить с комплексом Особенности неживой природе» характерных явлений неживой природы и явлений природы. их сезонными изменениями; Календарь природы. Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе; Сезонные изменения: день укорачивается, становиться холоднее, часто идут дожди, дуют холодные ветры. Чтение художественной литературы, заучивание стихов. Дидактическая игра «Когда это бывает?». Наблюдения за состоянием погоды и «Путешествие в сезонными осеннее царство» изменениями в жизни растений и животных нашего региона. Игра «Следы осени» «Поможем дождевому червю найти дом» -Закрепить знания: почва как верхний слой земли. - Уточнить, обитатели почвы /на примере дождевых червей/, их роль в формировании почвы. Домашнее задание: узнать о пользе дождевых червей, Игра «Экологические цепочки» Наблюдение за Просмотр дождевыми обучающего червями после видеофильма дождя. Создание дома для червей. «Солнце – большая звезда» - Дать представление о Солнце как о звезде. Мониторинг Формировать представление детей о том, что вредных животных в природе нет, все животные необходимы. Составление макета Наблюдение за Аппликация «Солнечная солнцем /восход «Солнечная система» и заход/. система» - Уточнить знания о строении Солнечной системы. Тема занятия Программные задачи Национально – региональный компонент Предварительная Наблюдения, опыты работа Сопутствующие формы работы НОЯБРЬ Учить распознавать и называть по листьям и плодам 5-6 деревьев, 3-4 кустарника, 4-5 садовых цветущих растений. Знакомство с местными растениями ближайшего окружения. Календарь природы. Изготовление Наблюдение за моделей «Цветок», цветущими растениями «Условия жизни» цветника, принесенными в группу Аппликация «Осенний пейзаж» /из засушенных листьев/ Изготовление Наблюдение за кормушек, поведением птиц заготовка кормов, кормление птиц. Акция «Помогите птицам выжить» Развлечение «День синицы» «Как растения готовятся к зиме» «Перелётные птицы» - Закреплять и расширять Знакомить с представления о птицах: дать конкретными представление о перелётных птицах. видами птиц своей - Связь птиц со средой обитания. местности. Календарь природы. - Обобщить и систематизировать «Беседы об осени» знания детей об осени; - установление связи между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных и растений. Календарь природы Чтение Наблюдение за художественной сезонными литературы об изменениями в природе осени, изменениях в природе; дидактические игры Осенний праздник. Заполнение календарей природы. «Хлеб всему голова» В нашей местности выращивают пшеницу, овес Беседы о пользе хлеба, о бережном отношении. - Расширить представления детей о культурных растениях поля (злаках) и их выращивании; - Учить понятию «Культурные растения»; - Прививать уважение к труду хлеборобов, хлебу; Рассматривание разных колосьев, их сравнение. Заучивание пословиц и поговорок о хлебе. Экскурсия на кухню, наблюдение за замешиванием теста для пирожков. ДЕКАБРЬ «Сравнение диких и домашних животных» - Расширить и уточнить представления детей о диких и домашних животных. Дать представление о кабане /внешний вид, среда обитания/ Чтение рассказов Поиск мест зимовки из книги «Лесная насекомых. мозаика» В.Золотова Сбор корма для лесных животных. «Лес – многоэтажный дом» «Цепочка в лесу» - Учить замечать взаимодействие обитателей леса, их пищевую зависимость друг от друга; - Уточнить: лес как пример сообщества. Заповедные места Домашнее Презентация про лес. задание: лес и его обитатели, Дидактическая игра «У каждого свой дом», «Экологические цепочки» Составление схем «Цепочки питания» «Кто главный в лесу?» - Учить распознавать 5-6 деревьев, Красота лесов, 3-4 кустарника; горные массивы, - Закрепить, главное звено в лесу – смешанные леса. растение; - Уточнить последствия уничтожения деревьев; - Воспитывать бережное отношение к лесу. Игра «Что в лесу растет?», «Кто в лесу живет?» Домашнее задание: подобрать литературу о питании обитателей леса Целевая прогулка «Определение пород деревьев и кустарников» Анкетирование для родителей, «А у вас какая ёлка?» Изготовление плакатов на тему «Сохраним ёлку – красавицу наших лесов» - Учить детей придумывать содержание плаката, направленного на сохранение ёлок, изображать его; - Воспитывать бережное отношение к растениям, стремление заботиться. Сравнение искусственной и живой ели Подсчёт выброшенных ёлок. Опыты «Растения выделяют кислород», «Растения увлажняют воздух» Беседы о пользе деревьев и о вреде их вырубания Бережное отношение к природе родного края - Уточнить зимние явления в неживой Зимние явления природе: холодно, дует холодный, природы (зима «Зимние явления в порывистый ветер. холодная, длинная неживой природе» и т.д.) Наблюдения за Опыты «Высота солнца, Просмотр сезонными температура, длина обучающего явлениями зимой: тени» видеофильма изменение положения солнца. «Что мы знаем о воздухе» Игры с вертушками, надувными ЯНВАРЬ - Систематизировать знания о свойствах воздуха. Опыты по выявлению свойств воздуха - Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. игрушками, шариками. «Как растения приспособились зимовать» - Учить замечать деревья и кустарники без листьев; - Закреплять разнообразие видов растений в природе: деревья, кустарники, травы – их характерные признаки. Затруднения в существовании живых существ Различать деревья Наблюдения за и кусты по стволу, растениями зимой. веткам, особенностям почек. «Как животные проводят зиму в лесу?» - Закрепить значение внешних факторов в жизни животных. - Уточнить, питание животных зимой, способы передвижения, места обитания. - Сезонные изменения в жизни животных. Сочувствие к животным. Трудные условия жизни в холодный период Чтение худ. литературы о жизни зверей в лесу зимой, рассматривание картин Наблюдение за Просмотр сезонными обучающего изменениями в природе видеофильма «Природоведение для самых маленьких» ФЕВРАЛЬ «Как рождается ветер» - Дать представление о движении воздуха (ветре) - Роль ветра в природе и жизни человека. Определение направления и силы ветра Опыт со свечами «Как рождается ветер» Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Светолюбивые и теневыносливые растения - Показать зависимость роста комнатных растений от условий. - Дать представление о влаголюбивых и засухоустойчивых, светолюбивых и теневыносливых растениях. «Почему белые - Приспособление животных к жизни медведи не живут в в природных условиях; лесу?» - Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены Сочинение экологической сказки «Что снится деревьям зимой?» Приспособления растений к климатическим условиям. Уход за Опыт: влияние света, растениями уголка тепла и воды на жизнь природы растений. «Растения дышат», «Растения выделяют влагу». Определить правильность ухода за растениями дома. Приспособления животных к климатическим условиям. Чтение книги «Экология в картинках» Игра «Угадай, где я живу» Просмотр обучающего видеофильма Дидактическая игра по классификации птиц Цикл наблюдений за зимующими птицами, кормление птиц. Экскурсия в Аппликация «Птицы на кормушке» «Беседа о - Учить распознавать зимующих птиц Птицы ближайшей зимующих птицах» по внешнему облику, поведению, округи издаваемым звукам. - Сезонные изменения в жизни птиц. Подкормка птиц. краеведческий музей «Чей клюв лучше?» МАРТ «Вода и её загрязнение» - Воспитывать бережное отношение к Река Дон природным ресурсам; - Закрепить знания об исследовании воды человеком. - Необходимость экономии воды. - Вода и ваше здоровье. Чтение экологической сказки «Как люди речку обидели» Наблюдение за морозными узорами, облаками, сосульками. «Какой бывает вода». Опыт «Очищение воды» Экологическая тревога «Грязная вода – для всех беда» «Комнатные растения – живой организм» - Объяснить понятие «комнатные растения»; - Узнавать и называть 5-6 комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблей. Приспособления растений к климатическим условиям Забайкалья. Уход за комнатными растениями Цикл наблюдений за комнатными растениями Групповая выставка рисунков «Моё любимое комнатное растение» «Животные жарких - Приспособление животных к жизни стран» в природных условиях; - Дать первоначальное представление о пустыне. Приспособление всего живого к погодным условиям пустыни Приспособления животных к климатическим условиям. Домашнее Демонстрационный задание: материал «Животные подобрать жарких стран». картинки с изображением животных жарких стран Изготовление модели «Животные жарких стран» «Через добрые дела - Показать, что юный эколог – это можно стать юным ребенок, который любит природу, экологом» заботится о живых существах; - воспитывать у детей стремление заботиться об окружающей природе. Правила поведения человека в природе. Роль человека в природно – охранительной работе. Раскрыть перед Наблюдение состояния детьми на деревьев, кустов участка конкретных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки Модель «Сухое (несчастное) дерево». Стенд «Панорама добрых дел» АПРЕЛЬ - Совершенствовать знания о «Встречаем птиц» перелетных птицах; - Уточнить сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов) Первый прилет стрижей, ласточек, скворцов…; затем водоплавающих уток, лебедей, гусей. Классификация птиц: насекомоядные, водоплавающие, зерноядные, хищные. Наблюдение за Акция прилетающими «Домик для птицами, их поведением скворца». Установка скворечников на деревья. «Весенние явления - Учить детей замечать увеличение в неживой дня и укорачивание ночи; природе» - Взаимосвязь с живой природой. Весна приходит Сравнение Наблюдения по теме признаков зимы и «Влияние света, тепла, весны (в модели) воды на жизнь растений, животных» Субботник с родителями «Весну встречаем чистотой» «Берегите первоцветы» Редкие, исчезающие растения Ростовской области. Способы их сохранения. Дидактическая игра о цветах. Выпуск листовок «Берегите первоцветы» - Учить распознавать и называть первые весенние цветы по листьям и цветам. - Уточнить роль растений в жизни человека и природной среды в целом; - Особенности строения и назначения всех органов Цикл наблюдений за первоцветами. «Этот - Уточнить многообразие насекомых. Сроки удивительный мир - Сезонные изменения в жизни пробуждения насекомых» насекомых. насекомых: пчелы, жуки, бабочки, муравьи, комары. Исследовательская Цикл наблюдений за деятельность по насекомыми теме «Поиск насекомых в природе» МАЙ «Беседа о Весне» Чтение художественной литературы о весне Цикл наблюдений за Труд на сезонными участке. изменениями в природе, за жизнью растений и животных Домашнее задание: подобрать информацию о пользе земноводных, рептилий. Наблюдение за черепахой. - Учить видеть сезонные изменения в Ведение календаря природе. природы на - Взаимосвязь живой и неживой местном уровне. природы. - Весенние работы на огороде, в саду, поле. «О животных, - Знакомство с некоторыми которых не любят» представителями земноводных, рептилий. Их отличительные черты. - Уточнить значение внешних особенностей в жизни животных. Мониторинг Формировать понимание важности всех видов животных края. Консультация «Почему дети обижают насекомых?» Рассматривание модели террариума. 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Сроки реализации программы – 1 год, с 01.10.2024 по 31.05.2025 г. Продолжительность занятий: 30 минут Форма обучения – подгрупповая, индивидуальная. Количество детей в подгруппе – до 15 человек. В старшем дошкольном возрасте занятия проводятся 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, 32 - учебный год. Занятия проводятся по программе С.Н. Николаевой «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Региональная программа экологического образования дошкольников «Экология для малышей» Гончаровой Е.В. Кроме того программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам. 1.Природное окружение. 2.Изобразительная деятельность. 3.Ознакомление с художественной литературой. Для отслеживания динамики достижений детей педагогический анализ проводится 2 раза в год. Первичная диагностика с целью выявления стартовых условий, проблем развития и достижений детей проводится в сентябре (начало месяца); итоговая диагностика с целью оценки степени решения поставленных задач проводится в мае (начало месяца). 3.1. Особенности организации развивающей предметно пространственной среды В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, далее ФОП ДО подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности. Данный стандарт нацеливает на личностноориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства. Документ делает акцент на отсутствие жёсткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в дошкольных организациях. 15 Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (далее– РППС ДОО) необходимо обеспечить реализацию: образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития; двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения; различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития». Примерный перечень зон для организации РППС: Для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.); для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.); для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.); для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.); для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного и пр.); материала, дидактические игры для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.); для отдыха (уединение, общение и пр.). Наполняя или дополняя РППС необходимо помнить о том, что все ее элементы должны иметь единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей. В групповых комнатах следующие условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели 16 и игрушек дети обеспечены игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности. Список литературы: 1. Николаева С.Н. Юный эколог: Парциальная программа экологического воспитания – М.: Мозаика – Синтез,2022 2. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н.-М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»1998. 3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н.Николаева.- М.: Просвещение – 1999 4. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика - Синтез, 2009 5. Организация деятельности детей на прогулке, средняя группа / авт.-сост. Т.Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011 «Энциклопедия обучения и развития дошкольника», Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000. 6. Артёмова Л. Н. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва, 1992 7. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 8. «Развивающие игры для детей дошкольного возраста», Москва1991 Богусловская З.М., Смирнова Е.О., Гризик Т. Познаю мир.– М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника».-2004 17