Учебный план на 2023-2024 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Березка» п. Орловский
347510, Ростовская область, Орловский район, поселок Орловский, ул. М. Горького, дом №71
mdoudetskiisadv1@yandex.ru
______________________________________________________________________________________________
ПРИНЯТ:
на заседании педагогического совета
МБДОУ детский сад №1 «Березка»
п. Орловский
Протокол №1 от « 30 » августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Заведующий МБДОУ д/с №1
«Березка»
__________________Е.А. Текутова
Приказ №116 от «30 » августа 2023 г.

Учебный план
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения д/с №1 «Березка»
на 2023-2024 учебный год

п. Орловский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный план является нормативным документом, регламентирующим общие требования к
организации образовательного процесса в МБДОУ детский сад №1 «Березка» (далее – ДОУ) в 2023 –
2024 учебном году, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного
времени, отводимого на проведение образовательной деятельности (занятий) по основным
направлениям развития детей дошкольного возраста. При этом данное распределение не является
жестко регламентированным и предусматривает возможность интеграции.
МБДОУ детский сад №1 «Березка» осуществляет свою образовательную деятельность в
соответствии с лицензией № 4712 от 28.04.2015 года (выдана Региональной службой по надзору и
контролю в сфере образования Ростовской области) по образовательной программе дошкольного
образования, разработанной в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября
2013 г. № 1155) и федеральной образовательной программой дошкольного образования
(утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028),
с использованием технологий инновационной программы дошкольного образования «От
рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.
Нормативной базой для составления учебного плана МБДОУ детского сада №1 «Березка» на
2023 – 2024 учебный год являются следующие документы:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (ред. от 24.06.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.07.2023).
• Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован
в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6
февраля 2023 г., регистрационный № 72264).
• Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 № 1028 «Об утверждении федеральной
образовательной программы дошкольного образования».
• Приказ Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 №373 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования»;
• Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи – СанПин 2.4.3648-20 (утверждён
постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г.
№28);
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 „Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания;
• Письмо «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и
науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. №08 – 249
• Приказ Министерства труда России от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении
профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель,
учитель)“».
• Устав МБДОУ детский сад №1 «Березка»
• Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детский сад №1 «Березка».
Основные задачи планирования:
•
•

Реализация образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС
дошкольного образования
Регулирование образовательной нагрузки.

и ФОП

Структура плана состоит из двух частей: обязательной (инвариантной) и вариативной части
(части, формируемой участниками образовательных отношений)
Обязательная (инвариативная) часть обеспечивает выполнение обязательной части
образовательной программы дошкольного образования.
Вариативная часть сформирована образовательным учреждением с учётом видовой
принадлежности учреждения, приоритетного направления деятельности ДОУ, регионального
компонента ОП ДО.
Объем обязательной части Программы составляет не многим более 60% от общего объема программы, а
часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не многим менее 40%, что
соответствует требованиям ФГОС ДО.
Обязательная и вариативная части программы реализуются через разные виды образовательной
деятельности и обеспечивают результаты освоения детьми образовательной программы дошкольного
образования.
Реализация учебного плана предполагает обязательный учёт принципа интеграции образовательных
областей в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями
воспитанников, а также интеграцию обязательной и вариативной части программы.
Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. ДОУ работает в режиме пятидневной
рабочей недели, обеспечивая 10,5 часовое пребывание воспитанников в ДОУ.
В 2023 – 2024 г. в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский
сад №1 «Березка» функционирует 6 групп общеразвивающей направленности, укомплектованных в
соответствии с возрастными нормами:






Вторая группа раннего возраста №6 (2 – 3 года)
Младшая группа №7 (3 – 4 года)
Средняя группа №4 (4 – 5 лет)
Старшая группа №3 (5 -6 лет)
Подготовительные к школе группы №2, №5 (6 -7 лет).

Объем образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ,
для детей дошкольного возраста не превышает максимально допустимый объем в соответствии с
требованиями СанПиН 2.4.3648-20
Возрастная группа

Продолжительность
Максимально допустимый объем образовательной
образовательной
нагрузки в течение дня
деятельности
Ранний возраст (2-3 года)
не более 10 мин.
Суммарная образовательная нагрузка – 20 мин
Младшая группа (3-4 г.)
10-15 мин.
В первую половину дня – 30 мин.
Средняя группа (4-5 лет)
15-20 мин.
В первую половину дня – 40 мин.
Старшая группа (5-6 лет)
20-25 мин.
В первую половину дня – 50 мин. Во вторую половину
дня –2 раза в неделю, не более 25 мин.
Суммарная образовательная нагрузка – 50 - 75 мин.
Подготовительная группа
25-30 мин.
В первую половин дня – 1,5 час. Во вторую половину
(6-7 лет)
дня – не чаще 2-3 раз в неделю, не более 30 мин.
В тёплый период года
Образовательная деятельность проводится на участке
во время прогулки

В середине времени, отведённого на образовательную деятельность, проводится физкультурные
минутки. Перерывы между периодами образовательной деятельности – не менее 10 мин.
Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного
напряжения детей, проводится в первую половину дня.

В учебный план включена образовательная и воспитательная деятельность по основным
образовательным областям ("Физическое развитие", "Познавательное развитие", "Социальнокоммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", «Речевое развитие»).
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей отражено в
расписании занятий. Занятия используются как одна из форм образовательной деятельности,
предусмотренной как в обязательной части, так и в части, формируемой участниками
образовательного процесса.
Режим дня и сетка занятий соответствуют виду и направлениям работы детского сада.
Основу организации образовательного процесса составляет комплексно – тематический подход
с ведущей игровой деятельностью. Он подразумевает объединение комплекса различных видов
специфических детских деятельностей вокруг единой темы. В качестве тем могут выступать
организующие моменты, тематические недели, события, реализация проектов, сезонные явления
в природе, праздники, традиции. При этом, реализация комплексно-тематического подхода тесно
взаимосвязана с интеграцией образовательных областей и с интеграцией детских деятельностей,
что позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности.
Образовательный процесс в ДОО организован в форме тематических недель и тематических
образовательных проектов (старшая и подготовительная группы), в которых комплекс различных
детских деятельностей объединен вокруг единой темы. Именно через различные виды детской
деятельности педагоги реализуют содержание всех пяти образовательных областей.
В течение каждой тематической недели педагог проектирует и организует свою деятельность
по четырем блокам:
I блок. Образовательная деятельность по реализации содержания образовательных областей
в процессе специально организованных занятий.
Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» проводятся занятия
по направлениям:
«Ознакомление с окружающим миром» (в интеграции с образовательными областями «Социальнокоммуникативное развитие» и «Речевое развитие», а также «Художественно-эстетическое
развитие»);
«Ознакомление с миром природы» (в интеграции с образовательными областями «Социальнокоммуникативное развитие» и «Речевое развитие», а также «Художественно-эстетическое
развитие»);
«Развитие элементарных математических представлений» (в интеграции с образовательными
областями «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие»).
Для реализации образовательной области «Речевое развитие» (в интеграции со всеми
образовательными областями) в нашем тематическом планировании предлагаются занятия
по направлениям: «Развитие речи» / «Подготовка детей к обучению грамоте»
Для реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (в интеграции
со всеми
образовательными
областями)
предлагаются
занятия
по направлениям:
«Музыка», «Рисование», «Лепка», «Аппликация»,
Для реализации образовательной области «Физическое развитие» в ДОО проводятся занятия
по физкультуре, физкультурные праздники, досуги, соревнования, в занятия по реализации иных
образовательных областей включаются динамические паузы.
II блок. Образовательная деятельность по реализации содержания образовательных областей вне
занятий, в разных формах совместной деятельности педагога и детей.
Среди различных форм совместной деятельности взрослых и детей педагоги ДОУ используют
игру (сюжетную, дидактическую, с правилами), ситуацию (решение ситуативных задач), проектную

деятельность, мастерскую, коллекционирование, чтение педагогом и восприятие детьми художественной
и познавательной литературы, экспериментирование и исследование, беседы, викторины и конкурсы,
наблюдения, экскурсии, работу в книжном уголке.
В процессе совместной деятельности педагога с детьми реализуются мероприятия по
направлениям:
- приобщение к социокультурным ценностям; развитие познавательно-исследовательской
деятельности / развитие сенсорных эталонов и познавательных действий («Познавательное
развитие»);
- развитие интереса к художественной литературе («Речевое развитие»);
- конструктивная деятельность: техническое конструирование из строительного материала, деталей
конструкторов, крупногабаритных модулей; творческое конструирование из природного и бросового
материалов, из бумаги (в интеграции с образовательными областями «Речевое развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»);
- приобщение к искусству («Художественно-эстетическое развитие»);
- формирование основ здорового образа жизни и активный отдых («Физическое развитие»)
III блок. Самостоятельная деятельность детей в режиме дня.
IV блок. Взаимодействие с семьями детей – образовательная деятельность по реализации
содержания образовательных областей в процессе сотрудничества дошкольной организации
с семьей.
Как правило, первое знакомство детей с темой недели происходит при освоении
образовательной области «Познавательное развитие» (в интеграции с образовательными областями
«Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие»), на занятии «Ознакомление с
окружающим миром».
С темой недели связана специально организованная детская деятельность (коммуникативная,
игровая, продуктивная, трудовая, музыкальная, поисково-экспериментальная, конструктивная,
восприятие художественной литературы, двигательная активность), через которую реализуются все
образовательные области.
Для специально организованных занятий мы предлагаем три группы целей: обучающие,
воспитательные и развивающие. К каждой группе целей мы формируем сначала общие цели
в соответствии с ФГОС дошкольного образования, а затем дополняем их целями дидактическими,
связанными со спецификой и содержанием данного занятия.
Блок самостоятельной деятельности детей (III блок) представлен через перечень мероприятий,
которые должен провести воспитатель по организации развивающей среды для самостоятельной
деятельности детей (центры активности, организация всего помещения группы, размещение
атрибутов для сюжетно-ролевых игр детей). Представлены также краткие рекомендации
воспитателю по организации детской игры.
Взаимодействие и сотрудничество педагогов с семьями детей по реализации Программы
(IV блок) осуществляется посредством кратких рекомендаций для родителей, советов
по организации домашних занятий в семье, наблюдений в природе, домашнего чтения детям.
Рассматривая разные направления организации образовательного процесса, мы реализуем
одно из важных положений Стандарта дошкольного образования: «Программа может
реализовываться в течение всего времени пребывания детей в Организации». Именно учет указанных
четырех направлений позволяет осуществлять непрерывный образовательный процесс, охватывая
все виды активности ребенка и делая его активным участником образовательного процесса.

Форма организации занятий с 1 до 3 лет – подгрупповые, с 3 до 7 лет – фронтальные, а также индивидуальные.
В летний период жизнь детей максимально выносится на открытом воздухе, проводятся занятия художественно-эстетического и физического
направлений, совместная деятельность по всем образовательным областям. В соответствии с планом летней оздоровительной работы проводятся
различные развивающие, развлекательные, оздоровительные мероприятия (спортивные и подвижные игры,развлечения, наблюдения, экскурсии,
целевые прогулки и пр.)
Учебный план на 2023 – 2024 учебный год
Организация образовательной деятельности по реализации содержания образовательных областей
в процессе специально организованных занятий
Вид
образовательной деятельности

Вид
деятельности
детей

Вторая группа раннего
возраста 2-3 года
неделя

Познавательное развитие
Развитие элементарных
математических представлений
Ознакомление с окружающим миром

Игровая,
коммуникативная
деятельность

Восприятие
художественной
и
Приобщение к социокультурным литературы
фольклора,
ценностям
коммуникативная,
игровая
деятельность
ПознавательноОзнакомление с миром природы
исследовательская
деятельность
ПознавательноРазвитие познавательноисследовательская
исследовательской деятельности /
деятельность
развитие сенсорных эталонов и
познавательных действий
Речевое развитие
Развитие речи / подготовка детей к Восприятие
обучению грамоте
художественной
литературы
и
Художественная литература
фольклора,
коммуникативная,

месяц

Младшая группа
Средняя группа
Старшая
3-4 года
4-5 лет
группа 5-6 лет
Периодичность (в неделю / в месяц)
неделя месяц неделя месяц неделя
месяц

Подготовительная
группа 6-7 лет
неделя

месяц

Один раз в неделю
в процессе
совместной
деятельности

1

4

2

8

2

8

2

8

0,5

2

0,5

2

0,5

2

0,5

2

0,5

2

0,5

2

2

8

Ежедневно в процессе совместной деятельности педагога с детьми

0,5

2

0,5

2

0,5

2

0,5

2

Ежедневно в процессе совместной деятельности педагога с детьми

2

8

1

4

1

4

2

8

Ежедневно в процессе совместной деятельности педагога с детьми

игровая деятельность
Художественно - эстетическое развитие
Музыка
музыкальная,
2
8
2
8
2
8
2
8
2
8
театрализованная,
культурно –
досуговая, игровая
Рисование
изобразительная
1
4
1
4
1
4
1
4
1
4
Аппликация
изобразительная
0,5
2
0,5
2
0,5
2
0,5
2
Лепка
изобразительная
1
4
0,5
2
0,5
2
0,5
2
0,5
2
Конструктивная деятельность
Игровая,
Один раз в неделю в процессе совместной деятельности педагога с детьми
конструктивная
ПознавательноПриобщение к искусству
Регулярно в течение недели в процессе совместной деятельности педагога с детьми
исследовательская
деятельность/изобрази
тельная
Физическое развитие
Физкультура в помещении
двигательная
2
8
2
8
2
8
2
8
2
8
Физкультура на прогулке
двигательная
1
4
1
4
1
4
1
4
1
4
Формирование основ здорового
двигательная,
Ежедневно в процессе совместной деятельности педагога с детьми
познавательнообраза жизни
исследовательская
Активный отдых
Физкультурные праздники - 2 раза в год, досуг – 1 – 2 раза в месяц во второй половине дня
деятельность,
преимущественно на свежем воздухе.
коммуникативная,
игровая
Ежедневно в процессе совместной деятельности педагога с детьми
Социально-коммуникативное развитие
в сфере социальных отношений
Игровая, познавательно – исследовательская
деятельность
в области формирования основ Игровая,
гражданственности и патриотизма познавательно – исследовательская деятельность
в сфере трудового воспитания
Коммуникативная деятельность,
самообслуживание и элементарный бытовой труд
в области формирования основ Игровая, коммуникативная,
познавательно – исследовательская деятельность
безопасного поведения
10
40
10
40
11
44
12
48
12
48
Общее количество занятий
Продолжительность занятия
10 мин.
15 мин.
20 мин.
25 мин.
30 мин.
Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в
1час 40 мин.
2 часа
3 часа
5 час.
6 час.
неделю
30 мин.
40 мин.
Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности
Игровая деятельность
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Общение при проведении режимных моментов
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно

Дежурство
Прогулки
Самостоятельная деятельность
Самостоятельная игра
Познавательно-исследовательская деятельность
Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках)
развития
Оздоровительная работа
Утренняя гимнастика
Комплексы закаливающих процедур
Гигиенические процедуры

ежедневно
ежедневно

ежедневно
ежедневно

ежедневно
ежедневно

ежедневно
ежедневно

ежедневно
ежедневно

ежедневно
ежедневно
ежедневно

ежедневно
ежедневно
ежедневно

ежедневно
ежедневно
ежедневно

ежедневно
ежедневно
ежедневно

ежедневно
ежедневно
ежедневно

ежедневно
ежедневно
ежедневно

ежедневно
ежедневно
ежедневно

ежедневно
ежедневно
ежедневно

ежедневно
ежедневно
ежедневно

ежедневно
ежедневно
ежедневно

В расписание образовательной деятельности включены занятия по дополнительным общеразвивающим общеобразовательным программам
(см. Учебный план по дополнительным образовательным программам на 2023 – 2024 учебный год), реализуемым в ДОУ в 2023 – 2024 учебном году
во второй половине дня, 1 раз в неделю, начиная со средней группы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».