Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Березка» п. Орловский СОГЛАСОВАНО: Протокол заседания педагогического совета МБДОУ детский сад № 1«Березка» № 1 от 31.08.2022г. УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ детский сад № 1«Березка» ___________________Текутова Е.А. Приказ МБДОУ детский сад №1 «Березка» от 31.08.2022 г. № 123 ПОЛОЖЕНИЕ о самообразовании педагогических работников МБДОУ детский сад № 1 ««Березка» 1.Общие положения. 1.1.Настоящее положение разработано для МБДОУ детский сад № 1 «Березка» в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №1 «Березка»» (далее - ДОУ). 1.2. Положение регламентирует индивидуальную форму самообразования педагогических работников, в частности, порядок работы над темой самообразования. 1.3. Индивидуальная форма самообразования педагогических работников – это профессионально значимая самостоятельная деятельность педагогических работников, способствующая повышению педагогическими работниками своего профессионального уровня. 1.4. Изменения и дополнения в настоящее дополнение вносится на педагогическом совете и утверждается заведующим ДОУ. 1.5. Срок данного положения не ограничен. Положение действует до принятия нового. 2. Цель и задачи самообразования. 2.1. Самообразование педагогических работников направлено на: - Повышение квалификации педагогических работников; - Непрерывное направление педагогическими работниками своих компетенций, необходимых для реализации федеральных государственных стандартов нового поколения. 2.2. Задачи: - Совершение теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса; - Овладение новыми педагогическими технологиями, формами, средствами, методами обучения и воспитания воспитанников, обеспечивающих высокое качество образования; - Овладение достижениями педагогической, психологической и других специальных наук, передовой педагогической практики; - Развитие в Учреждении инновационных процессов. 3. Методы и источники самообразования. 3.1. Педагогические работники могут использовать следующие методы самообразования: - самостоятельное изучение научно – педагогической литературы и методических рекомендаций; - участие в различных формах методической работы на уровне учреждения и (или районном, муниципальном, региональном, федеральном уровнях); - изучение передового педагогического опыта, накопленного в системе дошкольного образования; - взаимопосещение различных мероприятий с последующим их анализом: - анализ своей работы и её результатов; - участие в работе научных лабораторий и прочее; - практическая апробация форм, средств, методов обучения и воспитания; - разработка программы, дидактического материала, методических пособий; - подготовка статей (рефератов, методических материалов, докладов). 3.2. Педагогические работники могут использовать различные источники самообразования, способствующие их личностному и профессиональному росту: - телевидение, газеты, журналы; - литература (методическая, научно – популярная, публицистическая, художественная и др.); - интернет, видео, аудио информация на различных носителях; - курсы повышения по обмену опытом (семинары, конференции, мастер классы и прочее); - театры, выставки, музеи; - путешествия. 4. Порядок работы над темой самообразования. Порядок над темой работы самообразования состоит из 4-х этапов. 4.1. Первый этап выбор темы и сроков работы (Ознакомительный этап (Диагностический, прогностический)) (Приложение № 1 к Положению) Тема по самообразованию выбирается педагогическими работниками самостоятельно. Тема самообразования определяется исходя из: - единой методической темы Учреждения; - актуальности и важности темы, её научно теоретического и практического значения; - затруднений педагогических работников; - составление индивидуального плана (Приложение № 2 к Положению) - специфики индивидуальных интересов педагогических работников. Срок работы над темой определяется индивидуально. В зависимости от обширности выбранной темы период работы над темой самообразования может быть краткосрочным (1 год), среднесрочным (2-3 года), долгосрочным (от 3 до 5 лет). 4.2.Второй этап - Практический педагогическими работниками работы по теме (Приложение № 3 к Положению) 4.4.Третий этап – отчетный- результаты работы и формы его предоставления (Приложение № 4 к Положению) В процессе работы над темой самообразования и по ее завершению педагогические работники представляют наработанный материал. Формы предоставления нерабочего материала: - проведение открытого мероприятия (или серии мероприятий ) с последующим его (их) анализом и предоставлением конспекта (конспектов) в методический кабинет; -выступление (отчет) на заседании методического объединения, педагогического совета с последующим представлением письменного текста выступления (отчёта); - методические рекомендации; - публикации в средствах массовой информации; - творческий отчёт; - выставка педагогических достижений (научно – методические разработки, программы, методические пособия, дидактический материал и др.); 4.5. Документация педагогических работников по самообразованию: - индивидуальный план работы по теме самообразования. 5. Организация управления и контроля. 5.1.Прогресс самообразования педагогических работников инициируется и контролируется руководителям ДОУ. 5.2. В начале учебного года педагогические работники представляют тему самообразования и индивидуальный план работы, которые вносятся на рассмотрение педагогического совета. 5.3. Ежегодно в (апреле – мае) педагогические работники предоставляют отчет о проделанной работе, по теме самообразования в избранной ими форме. 5.4.В конце учебного года подводят итоги работы по самообразованию педагогических работников на педагогическом совете. Наиболее значимый опыт работы педагогических работников может быть рекомендован к распространению на различных уровнях. 5.5.Наработанный педагогическими работниками материал предоставляется в методический кабинет и является доступным для ознакомления и использования любыми заинтересованными лицами. 5.6.Ежегодно проводится мониторинг деятельности педагогических работников по самообразованию: № п/п ФИО Педагога Должность Тема год самообразования работы по теме форма отчета Результат (конкретные изменения в работе педагогического работника / динамика/) 6. Права, обязанности и ответственность педагогических работников. 6.1. Педагогический работник в рамках осуществления деятельности по теме самообразования имеет право: - на участие во всех мероприятиях, проводимых на различных уровнях системы дошкольного образования; - предоставлять предложения по совершенствованию деятельности педагогических работников по самообразованию; - запрашивать от сведения, необходимые для работников по самообразованию; на самостоятельное определение сроков и формы отчета по теме самообразования; - на смену темы самообразования, в том числе и срока, отводимого на её реализацию, но не более 1 раза; - на бесплатное пользование образцами, методичками и научными услугами Учреждения п.-8 ч.3 ст.47 Закона; - на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных учреждений ( п.12 ч. 3ст.47 закона); - другими правами, установленными действующим законодательством. 6.2.Педагогические работники обязаны: - систематически повышать свой профессиональный уровень ( п.7.ч.1 ст. 48) 6.3. Педагогические работники несут ответственность: - за неиспользование или ненадлежащие использование всех возложенных на педагогических работников задач, определяемых индивидуальным планом работы по теме самообразования; - за своевременное состояние и предоставление РАМС отчётов о работе по самообразованию. Приложение № 1 к Положению Индивидуальный план саморазвития Должность _______________________________________________________ ФИО ____________________________________________________________ Образование ( когда и какое учебное заведение окончил) _______________ Специальность по диплому_________________________________________ Когда обучался на курсах повышения квалификации_____________________ Тема Учреждения___________________________________________________ Индивидуальная тема________________________________________________ Когда начата работа над темой _______________________________________ Когда предполагается закончить работу над темой_______________________ Цель самообразования по теме________________________________________ Задачи самообразования _____________________________________________ Основные вопросы, намеченные для изучения __________________________ Этапы проработки материала_________________________________________ Какой предполагается результат ______________________________________ Форма предоставления результатов____________________________________ Приложение № 2 к Положению. Примерный план работы над темой по самообразованию. № Этапы 1 Ознакомительный (Диагностический, прогностический) 2 3 Содержание работы этап Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта. Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. Практический, обобщающий Внедрение ППО, системы мер, этап направленных на решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих промежуточных резервов. Корректировка работы. Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Предоставление материалов. Отчетный, внедренческий Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение. Сроки 1- ый год работы над темой 2 год, (3) 3 год (4, 5) В ходе дальнейшей педагогической деятельности Приложение № 3 к Положению Отслеживание педагогическим работником работы по теме Банк данных литературы по теме: «____________________________________________________» № п\п Название темы Автор Издательство, источник Год выпуска Посещение методических мероприятий № п/п Мероприятие по теме Тема мероприятия Дата проведения Анализ Приложение № 4 к Положению План отчета по работе над темой самосознания за ____________уч. г Должность _____________________________________________________ ФИО _________________________________________________________ Индивидуальная тема____________________________________________ Год работы над темой ____________________________________________ Деятельность по реализации темы ____________________________________ Научно – исследовательская работа по определенной проблеме; посещение библиотек, изучение научно – методической и учебной литературы; участие в педагогических советах, научно – методических объединениях, семинарах, ознакомление с опытом работы педагогов новаторов посещение открытых мероприятий коллег; практичная апробация форм, средств, методов обучения и воспитания; разработка программы дидактического материала, методических пособий, подготовка статьи в журнале, исследования других форм организации самообразования. Итоговый отчет по самообразованию. ( по окончании работы над темой самообразования) Должность ______________________________________________________ ФИО ____________________________________________________________ Тема учреждения__________________________________________________ Индивидуальная тема______________________________________________ Срок и период работы над темой ____________________________________ Задачи самообразования___________________________________________ Используемые формы организации самообразования___________________ ( Курсовая подготовки в институте повышения квалификации; получения второго высшего образования или второй специальности; дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады, конкурсы, индивидуальная работа по самообразованию. Изучена литература _____________________________________________ Посещено занятий _______________________________________________ Наработанный материал __________________________________________ Форма предоставления материалов__________________________________